Летно-исследовательский институт основан в СССР 8 марта 1941 года
Летно—исследовательский институт имени Михаила Громова (ЛИИ) – советское учебное заведение.
В 1930-е годы происходил бурный рост советской авиационной промышленности и опытного самолетостроения. 8 марта 1941 года, в соответствии с постановлением Совнаркома СССР и ЦК ВПК(б) от 13 июня 1940 года, на базе подразделений ЦАГИ создан Институт летных исследований, скоро его переименовали в ЛИИ. Первым начальником ЛИИ был назначен шеф-пилот ЦАГИ Михаил Громов. В новый институт были переведены 1500 специалистов ЦАГИ, в том числе таких ведущих советских ученых, которые руководили научными направлениями работ нового института.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на аэродроме базировалась 45-я Гомельская дивизия авиации дальнего действия. Самолеты АДД выполняли регулярные боевые вылеты в глубокий вражеский тыл. Основной состав ЛИИ был эвакуирован в Казань и Новосибирск. На Московской и новых базах института проводились научные и лётно-испытательные работы для повышения максимальной скорости полета, расширения маневренных возможностей, уменьшения расхода топлива серийных истребителей и бомбардировщиков, поставляемых на фронт.
В конце 1940-х годов фронт летных исследований был расширен. Для авиация дальнего действия создавались средства заправки самолетов в воздухе. Наибольшее распространение получила система «шланг-конус». В ЛИИ осуществлялся поиск оптимальных режимов полета при заправке различных самолетов, для чего были созданы летающие лаборатории на базе самолетов Су 7Б, Су 15, Ан 12, Ту 22, МиГ 25, Ил 76.
По инициативе Михаила Громова приказом министра авиационной промышленности от 20 октября 1947 года в ЛИИ была создана Школа летчиков испытателей, которую возглавил Михаил Котельников. В 1947 году была образована и аспирантура ЛИИ, первым начальником которой стал Всеволод Ведров, а затем длительное время (до 1957 года) ее возглавлял Владимир Косточкин.
В 1960-1961 годах в Жуковском в одном из филиалов института, в лаборатории № 47, готовились к первому полету в космос шестеро первых кандидатов в космонавты, так называемая «гагаринская шестерка»: Юрий Гагарин, Герман Титов, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович и Валерий Быковский. Тренировками космонавтов в кабине тренажера космического корабля Восток 3А, созданного специалистами института, руководил знаменитый лётчик-испытатель Герой Советского Союза Марк Галлай.
Сдача первого выпускного экзамена проходила 17-18 января 1961 года. Первая часть экзамена проходила в кабине космического корабля Восток, после экзамена на тренажере будущий космонавт в течение 40-50 минут докладывал приемной комиссии о работе на космическом корабле в штатных и нештатных ситуациях, отвечал на вопросы (оценки «отлично» получили Гагарин, Титов, Николаев и Попович, «хорошо» — Нелюбов и Быковский). На следующий день экзамены продолжились на военном аэродроме Чкаловский. 25 января приказом Главкома ВВС все члены группы были зачислены на должности первого отряда космонавтов.
В конце 1960-х годов была начата масштабная программа авиакосмического перехватчика Спираль, в которой институту отводилась важная роль в исследовании и отработке новых технологий и прототипов. Программа не была полностью реализована, но полученный научно-технический задел нашел свое применение в начатых в 1977 году работах по программе Энергия — Буран. Приказом начальника ЛИИ была сформирована группа летчиков-испытателей, преобразованная в 1981 году в Отраслевой комплекс подготовки космонавтов-испытателей (ОКПКИ) во главе с Игорем Волком. С 1992 года в ЛИИ проводятся авиасалоны с международным участием. С 1993 года ЛИИ стал местом проведения
МАКС — Международный авиакосмический салон.