Марк Донской — Герой Социалистического Труда

Герой Социалистического Труда Марк Донской родился 6 марта 1901 года

Марк Семенович Донской — советский кинорежиссер, сценарист. Народный артист СССР (1966). Герой Социалистического Труда (1971). Лауреат трех Сталинских (1941, 1946, 1948) и Государственной премии СССР (1968).

Марк Донской родился 6 марта (21 февраля по старому стилю) в Одессе в еврейской семье.

В годы Гражданской войны с 1921 по 1923 годы служил в Красной армии, десять месяцев был в плену у «белых». Демобилизовавшись, изучал психологию и психиатрию в Крымской медицинской школе.

В 1925 году Марк Донской окончил правовое отделение факультета общественных наук Крымского университета имени Михаила Фрунзе (ныне Таврический национальный университет имени Владимира Вернадского) в Симферополе. В то же время трудился в следственных органах, в Верховном Суде УССР, в коллегии защитников. В эти годы увлекся литературным творчеством, выпустил сборник рассказов о своей жизни под названием «Заключенные» (1925).

В кино Марк Донской с 1926 года. Его путь в кино начался со сценария «Последний оплот» — из истории крымского подполья. Марк привез свой сценарий в Москву, и его сразу купили.

Вместе с Михаилом Авербахом создал фильмы «В большом городе» (1928) и «Цена человека» (1929), в духе своего времени направленные на борьбу против мещанского влияния нэпа на молодежь. Далее Донской самостоятельно снял несколько лент — «Пижон» (1929), «Чужой берег» (1930), «Огонь» (1931).
Но внимание к себе он привлек картиной «Песня о счастье» (1934, с Владимиром Легошиным) о талантливой марийской молодежи, лишь при Советской власти получившей возможность заниматься творческим трудом. В этой картине Донской нашел свое умение романтически и поэтически приподнимать обыденные истории, приобрел репутацию специалиста по съемкам фильмов из жизни национальных окраин. Эту репутацию он подтвердил позднее в фильмах «Романтики» (1941, соавтор сценария Тихон Семушкин ) и «Алитет уходит в горы» (1950, по роману Семушкина).

Трудился в сценарном отделе, после помощником режиссера на 3-й Московской кинофабрике, ассистентом по монтажу на киностудии «Белгоскино» (ныне «Беларусьфильм») в Ленинграде, режиссером на киностудиях «Совкино» (ныне «Ленфильм»), «Востоккино», Ялтинской киностудии. В 1938-1941, 1945-1955 годах — режиссер киностудии «Союздетфильм» (с 1948 — Киностудия имени Максима Горького) в Москве.

В предвоенные годы Марк Донской дает трилогию по автобиографическим произведениям Максима Горького: «Детство Горького» (1938), «В людях» (1939) — за оба фильма Сталинская премия за 1941 год, и «Мои университеты» (1940). Эти фильмы увековечили имя Марка Донского в истории мирового кинематографа. В трилогии были воплощены самобытные человеческие характеры, поэтическое начало сочеталось с колоритными бытовыми сценами, тонкими жизненными наблюдениями. Итальянские неореалисты почитали Донского как своего предшественника и считали, что именно у него учились поэтизации обыденной жизни, внезапным переходам от бытописательства к высотам романтического восприятия действительности.

В период с 1942 по 1945 годы и в 1955-1957 годах — режиссер Киевской киностудии (ныне Киностудия имени Александра Довженко). С 1957 года — вновь режиссер киностудии имени Максима Горького, ее художественный руководитель.

В 1935 году стал первым советским режиссером дубляжа, дублировал американский фильм «Человек-невидимка». Работы по дублированию фильма продолжались около года.

В начале войны записался в ополчение и некоторое время руководить ротой. В 1942 году был эвакуирован в Ашхабад вместе с Киевской киностудией, где в павильонах «Ашхабадской киностудии» снимал фильмы.

В годы Великой Отечественной войны Донской снимал переполненные эмоциями фильмы «Как закалялась сталь» (1942, по Николаю Островскому), «Радуга» (1944, по повести Ванды Василевской, премия Национального совета кинообозревателей в США; Сталинская премия за 1946 год) и «Непокоренные» (1945, по повести Бориса Горбатова, премия на Венецианского кинофестиваля за 1946 год). Эти фильмы укрепили репутацию Донского как выдающегося кинорежиссера, но в большей степени за рубежом, нежели на родине.
В 1944 году был награжден «За успешную работу в области советской кинематографии в дни Отечественной войны и выпуск высокохудожественных картин».

Член Союза кинематографистов СССР.

Марк Донской — член ВКП (б) с 1945 года.

Наибольшего прокатного успеха в СССР режиссер Марк Донской добился лентой «Сельская учительница» (1947, Сталинская премия за 1948 год), посвященный подвижническому труду русского интеллигента в деревне (в главной роли Вера Марецкая). В 1950-е годы Донской возвращается к прозе Горького, создав версию «Матери» (1956) и драму «Фома Гордеев» (1959, премия Локарнского кинофестиваля 1960 года).

Награды и звания Марка Донского:

Герой Социалистического Труда (01.06.1971);
Заслуженный деятель искусств РСФСР;
Народный артист РСФСР (1963);
Народный артист СССР (1966);
Сталинская премия второй степени (1941) — за фильмы «Детство Горького» (1938) и «В людях» (1939);
Сталинская премия первой степени (1946) — за фильм «Радуга» (1943);
Сталинская премия первой степени (1948) — за фильм «Сельская учительница» (1947);
Государственная премия СССР (1968) — за фильм «Сердце матери» (1966);
Орден Ленина (14.04.1944) — за постановку фильмов «Как закалялась сталь» (1942) и «Радуга» (1943);
Орден Ленина (01.06.1971) — в связи с 70-летием со дня рождения;
Орден Октябрьской Революции (18.03.1981);
Орден Трудового Красного Знамени (01.02.1939);
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годы»;
Медаль «В память 800-летия Москвы»;
Ордена и медали иностранных государств;
Высший приз Американской ассоциации кинокритиков (1944); за фильм «Радуга»;
Премия газеты «Daily News» (Нью-Йорк) — за лучший иностранный фильм, демонстрировавшийся в США в 1944 году (фильм «Радуга»);
Специальное упоминание международного жюри критиков МКФ в Венеции (1946) — за фильм «Непокоренные»;
Специальный приз итальянских журналистов МКФ в Венеции (1948) — за фильм «Мои университеты»;
Премия за режиссуру МКФ в Париже (1949) — за фильм «Сельская учительница»;
Первая премия МКФ в Стокгольме (1949) — за фильм «Мои университеты»;
Премия имени Р. Уннингтона МКФ в Эдинбурге (1955) — за трилогию «Детство Горького», «В людях», «Мои университеты»;
Приз за лучшую режиссуру МКФ в Локарно (1960) — за фильм «Фома Гордеев»;
Специальный диплом МКФ в Карловых Варах (1970) — за фильм «Радуга».

Скончался Марк Семенович Донской 21 марта 1981 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 9).

Труд — Валерий Брюсов

В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «Труд»!

Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повел к просекам,
Начиная круг труда.

Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.

Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный, —
Все — наследие трудов!

Все искусства, знанья, книги —
Воплощенные труды!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.

И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в трудах:
Только труженикам — слава,
Только им — венок в веках!

Но когда заря смеется,
Встретив позднюю звезду, —
Что за радость в душу льется
Всех, кто бодро встал к труду!

И, окончив день, усталый,
Каждый щедро награжден,
Если труд, хоть скромный, малый,
Был с успехом завершен!

Герой Социалистического Труда — высшее звание в СССР с 1938 по 1991 год, высшая степень отличия за труд

Звание Героя Социалистического Труда и Положение о звании учреждены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 года «Об установлении высшей степени отличия — звания Героя Социалистического Труда». Ранее существовало звание Герой Труда

Текст Положения гласил: «Звание Героя Социалистического Труда присваивается лицам, которые своей особо выдающейся новаторской деятельностью в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, научных открытий и технических изобретений проявили исключительные заслуги перед Советским государством, содействовали подъему народного хозяйства, науки, культуры, росту могущества и славы СССР»

Согласно Положению, Герою Социалистического Труда вручались орден Ленина и грамота Президиума Верховного Совета СССР

Орден Ленина первоначально вручался не более одного раза, только при первом награждении

если Герой Социалистического Труда является одновременно Героем Советского Союза, то на его малой Родине также сооружается бронзовый бюст, как если бы он был дважды Героем Социалистического Труда. Кроме того, Положение утвердило перечень льгот, установленных ранее

Приложить руку на закупку оргтехники! Поддержать и оказать товарищескую помощь можно

QIWI кошелек +79656110138

Webmoney кошелек R321109990510

Яндекс кошелек 410016724934035

Сбербанк 4276620023242567 (получатель Сибагатуллин Ринат Араслангалеевич)

P.S. от редакции Мы из СССРЕсли вы находитесь в затруднительном финансовом положении, то настоятельно просим вас ничего не переводить! Мы не занимаемся сбором средств!

Мы готовы принять от вас товарищескую помощь в одном случае, когда желание поддержать и возможность совпадают!

официальный Telegram канал по ссылке Мы из СССР

Советский Союз — оплот мира и стабильности!

Конституция СССР 1977 года Статья 61
Гражданин СССР обязан беречь и укреплять социалистическую собственность. Долг гражданина СССР — бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру. Лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону

Конституция СССР 1977 года Статья 62
Гражданин СССР обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета. Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. Измена Родине — тягчайшее преступление перед народом

P.P. S. Будущее человечества это коммунизм и
будущее планеты Земля — Союз Советских Социалистических Республик

Рекоменндованное видео: