Герой Социалистического Труда Матус Бисноват родился 23 октября 1905 года
Матус Рувимович Бисноват — советский авиаконструктор и конструктор ракетного вооружения, главный конструктор ОКБ-293, главный конструктор Опытного конструкторского бюро ракетного авиационного вооружения (ОКБ-4 — КБ «Молния»), доктор технических наук (1965), Герой Социалистического Труда (1975). Лауреат Ленинской премии (1966) и Государственной премии СССР (1973).
Родился Матус Бисноват 23 октября (10 октября по старому стилю) в местечке Никополь в еврейской семье.
В молодые годы он увлекался живописью, посещал ВХУТЕМАС. Окончил МАИ в 1931 году.
В период с 1933 по 1935 годы трудился в КБ Николая Николаевича Поликарпова. Ушел вместе с Всеволодом Таировым, был его заместителем.
Матус Бисноват начал самостоятельную работу в авиации в 1938 году, возглавив ОКБ при ЦАГИ. Здесь, под руководством Матуса Бисновата, в предвоенные годы было сконструировано несколько скоростных экспериментальных самолетов, в том числе СК-1 и СК-2, проект двухмоторного истребителя СК-3 с моторами АМ-37. Несмотря на отличные летно-технические характеристики, эти самолеты так и не пошли в серию. Как пишет известный писатель Ярослав Голованов в одной из своих публикаций, посвященных истории советской авиации:
Матус Бисноват был человеком талантливым, но не пробивным, в сравнении с таким «хищником», как, скажем, Яковлев, абсолютно «травоядным».
Утверждение весьма сомнительное. В СССР главными конструкторами или начальниками КБ не становились слабохарактерные люди. Они все были жесткие и требовательные. Другие на такие должности партийными комитетами не выдвигались. Что касается того, что в 1939-1940 годах Матус Бисноват создал истребитель, который при таком же моторе, как и у Лавочкина и Яковлева летал заметно быстрее (660 километров в час против 570-590), но не был принят на вооружение, так это по целому ряду причин, среди которых схема, позаимствованная у Роберта Бартини (истребители 1934 года выпуска «Сталь-6» и «Сталь-8») — одноколесное шасси и кабина без выступающего фонаря. У самолетов Бартини не было нормального радиатора охлаждающей жидкости, радиатором служило крыло, благодаря чему скорость достигала 630 километров в час при моторе 860 лошадиных сил против 1050 лошадиных сил у истребителей Яковлева и Лавочкина. И последнее — на истребителях Бисновата не было и вооружения. СК-2 с нормальной кабиной с фонарем над фюзеляжем впервые был выведен на аэродром в конце 1940 года, когда уже началось массовое производство Як-1, ЛаГГ-1 и МиГ-1. А на СК-2 еще только предстояло разработать, установить и испытать вооружение, что резко снизило бы скоростные параметры самолета и еще больше отдалило бы перспективу принятия в производство.
Сталин в 1939 году предоставил более, чем два десятка КБ молодым инженерам, подавшим заявку на разработку истребителя. Когда его спрашивали — зачем так много, он отвечал — хорошо будет, если хотя бы два-три удались. Так оно и случилось. Три КБ стали победителями, прочие проиграли. Среди них прежний «Король истребителей» Поликарпов, на И-180 которого разбился Чкалов, а И-185 с рекордными показателями опоздал с выходом, да и ориентировался на двигатель, который так и не приняли к массовому производству. Пашинин, Флоров и Боровков, Яценко построили самолеты, близкие к Як и ЛаГГ, но не смогли вовремя их довести до ума. Истребитель Сильванского, подобострастно названный ИС (Иосиф Сталин) даже не смог взлететь. Никитин построил самолет со складными крыльями — на взлете-посадке биплан, на высоте — высокоплан. Но параметры были выбраны неудачные и от идеи не было взято все возможное. Началась война и возможности строить самолет с другими параметрами уже не было. У остальных конструкторов истребители просто не дошли до полета или даже выпуска опытного экземпляра.
В 1942 году Матус Бисноват был назначен начальником ОКБ-55 (главный конструктор Андрей Костиков), в котором создавался ракетный истребитель «302П». Самолет в полет выпущен не был, Костиков был за это арестован и год пробыл в тюрьме, несмотря на Золотую звезду и генеральское звание, полученные за внедрение реактивных минометов. Если бы Бисноват был «травоядным», то он бы не выжил в той обстановке.
После войны в городе Химки во главе с Матусом Бисноватом было образовано Опытно-конструкторское бюро ОКБ-293, которому поручили создать самонаводящиеся ракеты класса «воздух-воздух» и береговой противокорабельный ракетный комплекс, который базировался на крылатых ракетах, позже получил название «Шторм». В 1952 году успешно прошел летные испытания первый самонаводящийся снаряд СНАРС-250.
В силу известной кампании по борьбе с космополитизмом, ОКБ-293, возглавляемое Бисноватом, несмотря на очевидные успехи, было расформировано. Бисновата «сослали» руководить третьеразрядным подмосковным КБ.
С началом «оттепели» ему поручили заново организовать конструкторское бюро со специализацией «тактическое авиационное ракетное вооружение». В декабре 1954 года в городе Тушино Московской области (в настоящее время — Тушинский район Москвы) появилось ОКБ-4, впоследствии — КБ «Молния».
Для высотного сверхзвукового перехватчика МиГ-25 была создана и сдана на вооружение в 1973 году ракета К-40. За эту работу ряд КБ во главе с Бисноватом и Владимиром Елагиным получили Ленинскую премию.
Впоследствии в КБ были созданы авиационные ракеты К-60 и К-73 (последняя — с газодинамическим управлением).
Награды Матуса Бисновата:
За большие заслуги в создании новых образцов авиационного вооружения и в связи с 70-летием Указом Президиума Верховного Совета СССР в октябре 1975 года Бисновату Матусу Рувимовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот»;
Награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалями;
Лауреат Ленинской премии (1966);
Лауреат Государственной премии (1973)
8 ноября 1977 года, после продолжительной болезни диабетом, Матус Бисноват скончался, похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.
Труд — Валерий Брюсов
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «Труд»!
Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повел к просекам,
Начиная круг труда.
Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный, —
Все — наследие трудов!
Все искусства, знанья, книги —
Воплощенные труды!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.
И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в трудах:
Только труженикам — слава,
Только им — венок в веках!
Но когда заря смеется,
Встретив позднюю звезду, —
Что за радость в душу льется
Всех, кто бодро встал к труду!
И, окончив день, усталый,
Каждый щедро награжден,
Если труд, хоть скромный, малый,
Был с успехом завершен!
Герой Социалистического Труда — высшее звание в СССР с 1938 по 1991 год, высшая степень отличия за труд
Звание Героя Социалистического Труда и Положение о звании учреждены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 года «Об установлении высшей степени отличия — звания Героя Социалистического Труда». Ранее существовало звание Герой Труда
Текст Положения гласил: «Звание Героя Социалистического Труда присваивается лицам, которые своей особо выдающейся новаторской деятельностью в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, научных открытий и технических изобретений проявили исключительные заслуги перед Советским государством, содействовали подъему народного хозяйства, науки, культуры, росту могущества и славы СССР»
Согласно Положению, Герою Социалистического Труда вручались орден Ленина и грамота Президиума Верховного Совета СССР
Орден Ленина первоначально вручался не более одного раза, только при первом награждении
если Герой Социалистического Труда является одновременно Героем Советского Союза, то на его малой Родине также сооружается бронзовый бюст, как если бы он был дважды Героем Социалистического Труда. Кроме того, Положение утвердило перечень льгот, установленных ранее