Советский вертолет Ми 24 совершил первый полет в СССР 19 сентября 1970 года
Ми 24 — советский ударный вертолет разработки ОКБ Миля. Неофициальное название — Крокодил.
Разработка проекта изделия «240» (В 24) началась после выхода Постановления Совета Министров СССР и ЦК КПСС 6 мая 1968 года в ОКБ Миля. Опытные машины были готовы через год. Значительная часть узлов и агрегатов была унифицирована с Ми 8 и Ми 14.
Опытный советский вертолет Ми 24 имел общую переднюю двухместную кабину с двойным управлением. Экипаж состоял из летчика и оператора, с поперечным размещением. В дальнейшем в состав экипажа добавили борттехника. В средней части вертолета находилась грузовая кабина, вмещающая до 8 человек десанта. По правому и левому бортам грузовой кабины имелись двустворчатые двери с верхней и нижней створками. Открывающиеся окна были оборудованы шкворневыми установками для ведения огня во время полета из личного оружия. Обе кабины герметизированы, с наддувом от двигателей.
С самого начала в экипировку экипажа входили специализированные летные бронешлемы и бронежилеты. Бронирование кабины представлено лобовым бронестеклом, бронированными сиденьями экипажа, локальными бронеплитами по бортам кабины и на капотах двигателей.
Из-за неготовности комплекса вооружения Штурм было принято решение на первых машинах установить комплекс К4В вертолета Ми 4 — ракеты Фаланга-М с ручной системой наведения и пулемётной установкой НУВ 1 с пулеметом А-12,7, четыре балочных держателя под НУР или неуправляемые бомбы.
Заводские испытания начались сентябре 1969 года. Сразу же началась постройка опытной серии из десяти вертолетов. В конце 1970 года две машины доработали — для улучшения устойчивости на скоростях более 200 км/ч на вертолет установили крыло с отрицательным V-12 градусов и удлиненную кабину, с уже продольным размещением пилотов. Первые серийные вертолеты Ми 24А (изделие «245»), выполненные в таком виде и оборудованные комплексом Фаланга-М, поступили для опытной эксплуатации в войска.
Советский вертолет Ми 24 А строились заводом в городе Арсеньеве. Было изготовлено почти 250 машин, которые поступили на вооружение формируемых структур армейской авиации, в отдельные вертолетные полки СА общевойсковых армий и десантно-штурмовых бригад. На базе Ми 24А была разработана учебная модификация Ми 24У (изделие «244») с полноценным двойным управлением.
Вертолет Ми 24Б (изделие «241») получил новую пулеметную установку УСПУ-24 с пулеметом ЯкБ 12,7, ракетный комплекс Фаланга-П. Но доводка вертолета была приостановлена и произведены принципиальные изменения — кабина переделана в тандемную, рулевой винт с редуктором установлены от Ми 14 — винт из толкающего стал тянущим, что резко повысило эффективность путевого управления. Советский вертолет получил название Ми 24В, или изделие «242». Но из-за недоведенности комплекса Штурм вертолеты с новой кабиной пришлось оборудовать по типу Ми 24Б, и этот «промежуточный вариант» пошел в серию. На доводку Ми 24В ушло 8 лет. В 1976 году вертолет официально был принят на вооружение и строился самой массовой серией. Литеру «Г» в обозначении пропустили. Назвали советский вертолет Ми 24Д (изделие «246»). Таким образом, к 1973 году в СССР сложился облик вертолета, широко известного во всем мире.
ОКБ Миля — советское авиационное предприятие. Генеральный конструктор — Михаил Миль. ОКБ Миля создано в 1947 году. Включает в себя также опытное производство, экспериментально-исследовательский комплекс и лётно-испытательную базу.