Михаил Кардаш — Герой Социалистического Труда

Герой Социалистического Труда Михаил Кардаш родился 4 марта 1888 года

Михаил Георгиевич Кардаш — главный кондуктор 48-й паровозной колонны особого резерва НКПС Октябрьской железной дороги.

Михаил Кардаш родился 4 марта в крестьянской семье. Белорус. С семи лет, помогая родителям, пас скотину, занимался хлебопашеством, зимой три года учился грамоте. В 1909 году был его призвали в армию.

Четыре года проходил службу старшим фейерверкером артиллерии в крепости Новогеоргиевск Варшавской губернии.

После демобилизации с августа 1913 года Михаил Кардаш стал работать поденным кондуктором товарных поездов станции Скаржинской Привислянских железных дорог. С начала войны в 1914 году трудился младшим кондуктором товарных поездов в Петрограде, а через год поехал главным кондуктором пассажирских поездов, в том числе в прифронтовой зоне Юго-Западного фронта Алексея Брусилова.

С 1921 года Михаил Кардаш в качестве главного кондуктора ездил на линии Петроград — Москва.

В январе 1934 года стал лучшим кондуктором Октябрьской магистрали. Это позволило ему право многие годы перед войной обслуживать скоростной поезд «Красная стрела».

В 1940 году Михаил Кардаш вступил в ВКП. «Красная стрела» славилась в стране, а главный кондуктор мог видеть знатных людей страны. На этом поезде ехали в Москву папанинцы, герои дрейфа на ледоколе «Георгий Седов», этим поездом часто пользовались известные артисты, курсируя на гастроли или киносъемки.

Война прервала поездки «Красной стрелы». Один состав отправили на отстой в Ленинград, другой — в Казань. Кардаш был назначен главным кондуктором грузовых и воинских поездов. В первые дни блокады принимал участие в разборке 1-го и 3-го путей от Колпино, рыл подземные станции-землянки там, где оставались руины после налетов артиллерии или авиации. В городе дежурил на крышах во время авианалетов, тушил пожары. Пережил Кардаш и самую страшную блокадную зиму 1941-1942 годов, когда норма хлеба сокращалась до 125 граммов на сутки. Он редко выходил из дому, по комнате, а передвигался на коленях. Когда по «Дороге жизни» в осажденный город стало поступать продовольствие, норма хлеба была увеличена. Кардаш выжил, начал ходить в депо. Дорожная газета 16 июня 1942 года поместила фотографию с подписью: «Главный кондуктор Н-ского резерва Михаил Кардаш по-фронтовому продвигает поезда».

В начале 1943 года для обеспечения Ленинграда была создана паровозная колонна № 48, главным кондуктором которой был назначен Михаил Георгиевич Кардаш. Эта колонна возила все необходимые грузы от Волховстроя в блокированный Ленинград. Железнодорожная линия проходила по узкому коридору, который простреливался немецкой артиллерией, подвергался бомбардировкам с самолетов противника. Открытые, не защищенные лесом места от Шлиссельбурга до Волховстроя были самыми опасными.

18 июня 1943 года, противнику удалось поджечь вагон в середине состава. Кардаш распорядился растащить состав, отцепить горящий вагон. При бомбежке состава Кардаш был ранен, но, несмотря на большую потерю крови, продолжал выполнять работу по спасению состава и людей. После перевязки продолжал трудиться и снова отравился в рейс, хотя врачи настаивали на госпитализации. Кардаш продолжал поездки по этому «коридору смерти», и только раз в месяц, когда паровоз отправляли в депо на промывку, навещал жену в Ленинграде.

25 июля 1943 года секретарь Ленинградского горкома партии А. А. Кузнецов представил Кардаша к награждению орденом Ленина, но его включили в список на присвоение звания Героя Социалистического Труда. 23 октября начальник дороги Б. Саламбеков написал о главном кондукторе паровозной колонны № 48 писал: «В период Великой Отечественной войны обеспечивает своевременное и безопасное вождение воинских и продовольственных поездов на ответственном участке Ленинград – Шлиссельбург – Жихарево — Волховстрой. Сопровождаемые им поезда неоднократно подвергались бомбардировкам и артобстрелам; будучи дважды ранен, не покидал своего поста и после выздоровления вновь обслуживает головной участок. При прямом попадании в поезд немецкого снаряда активно участвовал в тушении пожара, восстановлении пути и сохранении ценного груза».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Кордашу Михаилу Георгиевичу присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

В декабре Кардашу пришлось лечь на операцию, чтобы не потерять правую руку. 17 февраля Кардаш был назначен начальником поезда «Красная стрела». Нужно было обновить состав, проверить все детали, подобрать поездную бригаду. 20 марта Кардаш подал рапорт начальнику дороги Саламбекову о готовности состава, и «Красная стрела» устремилась к Москве. О первом после начала войны рейсе «Красной стрелы» сообщило радио и все газеты.

После окончания Великой Отечественной войны, в октябре 1945 года Михаил Кардаш был назначен заместителем начальника пассажирского отделения на Финляндском направлении, а через год — начальником Ленинград-Московского пассажирского отделения Октябрьской дороги. В декабре 1947 года знатный железнодорожник был избран в Ленинградский областной Совет депутатов трудящихся. В мае 1951 года он по инвалидности ушел на пенсию.

Михаил Кардаш жил в городе Ленинграде.

Награжден орденом Ленина, медалями: нагрудными знаками «Отличный движенец», «Почетному железнодорожнику».

Скончался Михаил Кардаш 13 ноября 1951 года.

Труд — Валерий Брюсов

В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «Труд»!

Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повел к просекам,
Начиная круг труда.

Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.

Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный, —
Все — наследие трудов!

Все искусства, знанья, книги —
Воплощенные труды!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.

И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в трудах:
Только труженикам — слава,
Только им — венок в веках!

Но когда заря смеется,
Встретив позднюю звезду, —
Что за радость в душу льется
Всех, кто бодро встал к труду!

И, окончив день, усталый,
Каждый щедро награжден,
Если труд, хоть скромный, малый,
Был с успехом завершен!

Герой Социалистического Труда — высшее звание в СССР с 1938 по 1991 год, высшая степень отличия за труд

Звание Героя Социалистического Труда и Положение о звании учреждены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 года «Об установлении высшей степени отличия — звания Героя Социалистического Труда». Ранее существовало звание Герой Труда

Текст Положения гласил: «Звание Героя Социалистического Труда присваивается лицам, которые своей особо выдающейся новаторской деятельностью в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, научных открытий и технических изобретений проявили исключительные заслуги перед Советским государством, содействовали подъему народного хозяйства, науки, культуры, росту могущества и славы СССР»

Согласно Положению, Герою Социалистического Труда вручались орден Ленина и грамота Президиума Верховного Совета СССР

Орден Ленина первоначально вручался не более одного раза, только при первом награждении

если Герой Социалистического Труда является одновременно Героем Советского Союза, то на его малой Родине также сооружается бронзовый бюст, как если бы он был дважды Героем Социалистического Труда. Кроме того, Положение утвердило перечень льгот, установленных ранее

Приложить руку на закупку оргтехники! Поддержать и оказать товарищескую помощь можно

QIWI кошелек +79656110138

Webmoney кошелек R321109990510

Яндекс кошелек 410016724934035

Сбербанк 4276370014555375 (получатель Соломонова Елена Эдуардовна)

P.S. от редакции Мы из СССРЕсли вы находитесь в затруднительном финансовом положении, то настоятельно просим вас ничего не переводить! Мы не занимаемся сбором средств!

Мы готовы принять от вас товарищескую помощь в одном случае, когда желание поддержать и возможность совпадают!

официальный Telegram канал по ссылке Мы из СССР

Советский Союз — оплот мира и стабильности!

Конституция СССР 1977 года Статья 61
Гражданин СССР обязан беречь и укреплять социалистическую собственность. Долг гражданина СССР — бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру. Лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону

Конституция СССР 1977 года Статья 62
Гражданин СССР обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета. Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. Измена Родине — тягчайшее преступление перед народом

P.P. S. Будущее человечества это коммунизм и
будущее планеты Земля — Союз Советских Социалистических Республик

Рекоменндованное видео: