Московский метрополитен

Первая линия метро в Москве открылась 15 мая 1935 года

Первая линия метро шла от станции Сокольники до станции Парк культуры, с ответвлением на Смоленскую.

Московский метрополитен — метрополитен в Москве и частично в Московской области. Является рельсовым внеуличным (преимущественно подземным) городским общественным транспортом на электрической тяге, исторически первым и крупнейшим метро в СССР. Московское метро — (полное название) Московский метрополитен ордена Трудового Красного Знамени имени Владимира Ленина.

15 июня 1931 года на Пленуме ЦК ВКП(б) после доклада первого секретаря Московского горкома партии Лазаря Кагановича было принято решение о строительстве Московского метрополитена, чтобы улучшить транспортную обстановку в городе и частично разгрузить трамвайные линии. В 1933 году был утвержден технический проект первой очереди метрополитена, тогда же трест Метрострой СССР начал основные строительные работы. Маршрут первой очереди был определен путем исследования пассажиропотоков московского трамвая: подземкой решили повторить самые напряженные его маршруты.

Участки линии от Сокольников до Комсомольской и от Библиотеки имени Ленина до Парка культуры сооружались открытым способом. Тоннели между станциями Александровский сад и Смоленская возводились траншейным способом. На участке глубокого заложения от Охотного Ряда до Площади Дзержинского был применен английский метод щитовой проходки. 15 февраля 1935 года прошел первый пробный поезд.

Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года. Первым официальным пассажиром стал герой труда с завода Красный пролетарий Петр Латышев, который купил 15 мая 1935 года в кассе открывшейся станции Сокольники билет № 1 серии А. Пусковой комплекс включал в себя 11,2 км трассы, 13 станций и 12 составов. Первая очередь шла от станции Сокольники до станции Парк культуры, с ответвлением на Смоленскую. Данное ответвление, ставшее Филевской линией, в 1937 году дошло до станции Киевская, пересекая при этом Москву-реку по мосту. До начала Великой Отечественной войны были открыты еще две линии. В марте 1938 года Арбатская линия была продлена до станции Курская. В сентябре 1938 года открылась Горьковско-Замоскворецкая линия — от станции Сокол до станции Площадь Свердлова.

Во время Великой Отечественной войны московское метро использовалось как бомбоубежище. За время авианалетов в метро родилось 217 детей. 15 октября 1941 года лично поступил приказ закрыть Московский метрополитен, в течение 3 часов подготовить предложения по его уничтожению, как стратегически важного объекта. Метро предполагалось уничтожить, а оставшиеся вагоны и оборудование вывезти. Утром 16 октября 1941 года в день паники в столице СССР метрополитен впервые не был открыт. Это был единственный день в истории московского метро, когда оно не работало. К вечеру приказ об уничтожении метро был отменен.

Строительство третьей очереди Московского метрополитена началось еще до начала Великой Отечественной войны, в 1940 году. В первые месяцы войны строительство было заморожено, однако возобновилось уже в мае 1942 года, после отвода угрозы захвата Москвы. Были введены в строй два отрезка пути: в январе 1943 года — станция метро Площадь Свердлова — станция метро Завод имени Сталина (с 1956 года Автозаводская) (с пересечением Москвы-реки в глубоком тоннеле; станции Павелецкая и Новокузнецкая были открыты позже, в ноябре 1943 года), а в январе 1944 года — Курская — Измайловский парк (с 2005 года Партизанская) (4 станции). На 7 станциях, построенных в военное время, имеются памятные таблички Сооружено в дни Отечественной войны.

После войны началось строительство четвертой очереди метрополитена — Кольцевой линии и глубокой части Арбатской линии от Площади Революции до Киевской. Вторая очередь Кольцевой линии открылась в 1952 году, а в 1954 году строительство линии было завершено. В январе 1952 года была образована Проектная контора, ставшая с 1971 года Проектно-конструкторским бюро Московского метрополитена.

В конце 1950-х и в 1960-е годы развивалась концепция радиусов, соединенных лишь с Кольцевой линией: в 1958 году открылся Рижский радиус, в 1962 году — Калужский, в 1966 году — Ждановский, в 1972 году — Краснопресненский. Лишь в 1971 и 1975 годах соответственно радиусы были объединены в диаметральные линии — Калужско-Рижскую и Ждановско-Краснопресненскую. С конца 1970-х по начало 1990-х введены Калининская (1979-1986) и Серпуховско-Тимирязевская (1983-1994) линии, которые были построены по подобному проекту, сначала как радиус от кольца с постепенным продлением в обратном направлении, через центр, с образованием нового диаметра. В середине 1980-х годов появляется концепция скоростных хордовых линий метро, ведущих в спальные районы и аэропорты за пределами МКАД.

В 1980-х — начале 1990-х годов продлевались линии в районы новостроек (Орехово-Борисово, Беляево, Теплый Стан, Ясенево), строились новые выходы со старых станций в центральной части города, появлялись новые переходы, вновь построенные станции соединялись со старыми. В 1990-х годах значительное развитие получила Серпуховско-Тимирязевская линия, соединившая районы, прилегающие к Алтуфьевскому шоссе, с южными районами столицы (Нагатино, Чертаново). Продолжалось строительство Калужско-Рижской, Сокольнической, Серпуховско-Тимирязевской, Каховской и Люблинской линий метрополитена. В это время были переименованы некоторые станции Московского метрополитена.

Советский метрополитен — документальный фильм

Московский метрополитен продолжает свое развитие и сегодня. Он состоит из 14 линий (четыре из которых впоследствии соединятся попарно; две линии временно соединены сейчас, организационно работая как один маршрут) общей протяженностью 381 км в двухпутном исчислении, без учета монорельса и Московского центрального кольца. В Московском метрополитене 222 действующие станции и две законсервированных, 48 станций признаны объектами культурного наследия, а более 40 являются памятниками архитектуры.

Приложить руку на закупку оргтехники! Поддержать и оказать товарищескую помощь можно

QIWI кошелек +79656110138

Webmoney кошелек R321109990510

Яндекс кошелек 410016724934035

Сбербанк 4276620023242567 (получатель Сибагатуллин Ринат Араслангалеевич)

P.S. от редакции Мы из СССРЕсли вы находитесь в затруднительном финансовом положении, то настоятельно просим вас ничего не переводить! Мы не занимаемся сбором средств!

Мы готовы принять от вас товарищескую помощь в одном случае, когда желание поддержать и возможность совпадают!

официальный Telegram канал по ссылке Мы из СССР

Рекоменндованное видео: