В СССР в Москве выпущен первый советский легковой автомобиль Москвич 400 4 декабря 1946 года
Москвич 400 — советский автомобиль I группы малого класса, выпускавшийся на Заводе малолитражных автомобилей в Москве (потом ЗМА, МЗМА). Москвич 400 выпускался в СССР с декабря 1946 по 1954 год. Москвич 400 — первый массовый легковой автомобиль, продававшийся в СССР для индивидуального использования.
Подготовка началась в 1944 году. В те годы этот автомобиль, как правило, называли просто Москвичом, так как других Москвичей тогда еще не было. Вскоре после седана появились деревянные фургоны Москвич 400-422 (1949-1956), кабриолеты Москвич 400-420А (1949-1952) и шасси с кабиной Москвич 400-420К (1954), на которые устанавливались разнообразные грузовые кузова, изготовленные кузовным заводом Минпищепрома в столице СССР.
Любопытно, что государственные приемочные испытания автомобиль прошел «задним числом» — лишь в 1949 году, уже в ходе своего серийного производства. В 1947 году к 800-летию Москвы ЗМА выпустил «юбилейную» партию автомобилей, имевших на левой боковинке капота памятный знак в виде миниатюрного древнерусского щита. Существовала и медицинская версия 420М, которая отличалась фарой над ветровым стеклом, моющейся обивкой салона и набором медицинского оборудования внутри.
В мае 1951 года в СССР появилась модернизированная коробка передач, с синхронизаторами на II-III передачах и более удобным рычагом переключения на рулевой колонке. В 1954 появилась более мощная модель двигателя — 401 (26 л. с.). Соответственно, изменилось обозначение автомобиля — теперь базовый седан назывался Москвич 401-420.
Производство Москвичей в СССР быстро росло: 10-тысячный автомобиль сошел с конвейера в 1950 году, а вскоре оно уже достигло годового объема 35 000 — 50 000 штук. Изначально модель не пользовалась популярностью, в первую очередь из-за послевоенной разрухи, но уже в начале пятидесятых годов спрос на легковые автомобили существенно вырос, так что к середине десятилетия в крупных городах на Москвичи и Победы уже образовались очереди из желающих их приобрести.
Всего выпущено: 216 006 седанов, 17 742 кабриолета, 11 129 фургонов, соответственно 422 и 2562 пикапов и фургонов 420Б.
Автомобили Москвич 400 (401)-420М являлись медицинскими версиями базового седана Москвич 400 (401)-420. Использовался для перевозки медицинского персонала, обслуживания больных на дому. Такие автомобили окрашивались в темно-синий цвет, на лобовом и заднем стеклах у них были нарисованы знаки Красного Креста, по бокам надпись Помощь на дому, а на крыше устанавливалась сигнальный фонарь. Салон был обит специальным материалом — текстовинитом, позволяющим легко мыть и проводить дезинфекцию.
Автомобили Москвич фигурирует в басне Самуила Маршака Меры веса (1954), в которой символизирует невысокий статус советского писателя:
Писательский вес по машинам
Они измеряли в беседе:
Гений — на ЗИМе длинном,
Просто талант — на «Победе»,
А кто не сумел достичь
В искусстве особых успехов,
Покупает машину «Москвич»
Или ходит пешком. Как Чехов.
Москвич — автомобильный завод носивший в разные годы следующие названия: Московский автосборочный завод имени КИМ — с 1930 по 1939 год; Московский автомобильный завод имени КИМ — с 1939 года до Великой Отечественной войны; Московский завод малолитражных автомобилей (ЗМА, или МЗМА) — c 1945 по 1968 год; Автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК) — с 1968 до 1992 год. Предприятие выпускало автомобили марок КИМ и Москвич. Автомобильный завод в СССР был основан в 1930 году.