Национализм долой!

Николай Платошкин за единое братство людей труда! Национализм долой!

Значение слова национализм в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Национализм — буржуазная и мелкобуржуазная идеология и политика, а также психология в национальном вопросе. Национализм трактует нацию как высшую внеисторическую и надклассовую форму общественного единства, как гармония, целое с тождественными основными интересами всех составляющих ее социальных слоев. При этом за общенациональные интересы выдаются устремления класса или социальной группы, выступающих в данных конкретно-исторических условиях носителем и проводником националистической идеологии и политики буржуазии, мелкой буржуазии. Для национализма характерны идеи национального превосходства и национальной исключительности, получающие большее или меньшее развитие в зависимости от исторической обстановки, от взаимоотношений данной нации с другими. Широкое развитие национализма связано с зарождением и развитием капитализма. Буржуазия использует национализм в качестве орудия создания и завоевания общенационального рынка, установления своего господства в национальных рамках в борьбе против феодальных сил и чужеземной буржуазии, закрепления и расширения этого господства путем порабощения других наций

Национализм используется буржуазией с целью добиться «классового мира» внутри нации, отвлечь пролетариат от его классовых задач, посеять между трудящимися разных наций национальную рознь, подорвать интернациональное единство революционного движения

Условия буржуазного общества ведут к распространению националистических взглядов среди отсталых слоев трудящихся. Национализм прививается им всем аппаратом буржуазного государства, его политикой и пропагандой. Буржуазные философы и социологи под «национальным» понимают прежде всего, и почти исключительно, духовное. Понятие национализм толкуется ими как некая самодовлеющая, суверенная духовная сила, которой очень часто придаются мистические, а порой и патологические свойства:

1) любовь к общей земле, расе, языку и исторической культуре;

2) стремление к политической независимости, безопасности нации и забота о её престиже;

3) мистическая преданность туманному, иногда сверхъестественному социальному организму, который известен как нация и народ;

4) догма о том, что индивидуумы живут исключительно для нации, которая есть цель в самой себе;

5) доктрина, что данная нация… является или должна быть господствующей… среди других наций и должна совершать с этой целью агрессивные действия

Неопределенность и широта, приданные понятию национализм буржуазными теоретиками, служат основой субъективного произвола в анализе конкретного содержания того или иного национализма, затушевывания классовых сторон проблемы. Буржуазные идеологи обычно признают лишь разновременность возникновения или проявления национализма и его неодинаковый характер в разных странах

Некоторые идеологи империалистической буржуазии выдвигают шовинистические положения об «особой» исторической роли «избранных» наций, обусловленной якобы их характером и культурой

Марксизм-ленинизм показал экономические и социальные корни национализма, его классовую сущность; он рассматривает национализм конкретно-исторически, определяя его объективную общественную роль в зависимости от исторического этапа развития капитализма, от общественной роли буржуазии и характера ее связей с народными массами, от положения данной нации в системе межнациональных отношений. В период формирования наций, например в Западной Европе и США, национализм наряду с лозунгами демократии являлся идейным знаменем восходящей буржуазии в борьбе против феодализма и национального гнета, поднимая и народные массы на эту борьбу

Характер национализма в этих странах изменился с наступлением эпохи вполне сложившихся капиталистических отношений и перерастания капитализма в империализм. Монополистический капитал выступает носителем самого грубого и жестокого национального и колониального гнета, а агрессивный и воинствующий национализм становится орудием империалистической и колониальной политики и сближается с расизмом (например, гитлеризм с его изуверской расовой теорией). В условиях существования двух мировых систем империалистическая буржуазия стремится придать национализму прежде всего антикоммунистическую и антисоветскую направленность. Империализм делает ставку на оживление в социалистических странах националистических тенденций

Иной характер в современную эпоху имеет национализм в странах, борющихся за политическую и экономическую независимость, против империализма. В этих странах в ограниченной форме выражается идея национального освобождения и национальной независимости, и он часто служит знаменем национально-освободительного движения. В подобных случаях находят известное отражение демократизм и протест против империалистического гнета той части масс, которая еще не поднялась до классового сознания. У значительных слоев крестьянства национализм выступает как первоначальная форма антиимпериалистического сознания. Вместе с тем наряду с этими прогрессивными сторонами национализма в бывших колониальных и зависимых странах имеет реакционные черты, которые усиливаются с ростом узкоклассовых тенденций в политике национальной буржуазии, с развертыванием в освободившихся странах борьбы за социальный прогресс, с поправением некоторых мелкобуржуазных групп. В условиях борьбы по проблемам ориентации общественного развития освободившихся стран идея «надклассового» национального единства все больше приходит в острое столкновение с потребностями социального прогресса, классовыми интересами трудящихся. Идеи национализма становятся орудием в руках тех сил, которые выступают за капиталистический путь развития, стремятся помешать росту политического сознания масс. Нередко все сильнее начинают сказываться — как во внутреннем, так и в международном плане — тенденции национального эгоизма, национального превосходства и исключительности

Все это не означает, что национализм в бывшем колониальном и полуколониальном мире уже утратил прогрессивные стороны, исчерпал свое антиимпериалистическое содержание, хотя его развитие и идет преимущественно в этом направлении

Пролетарское, коммунистическое мировоззрение несовместимо с любой националистической идеологией

Буржуазный национализм и пролетарский интернационализм — вот два непримиримо-враждебные лозунга, соответствующие двум великим классовым лагерям всего капиталистического мира и выражающие две политики (более того, два миросозерцания) в национальном вопросе

Национализм служит тормозом в развертывании освободительной борьбы рабочего класса и всех угнетенных и эксплуатируемых, так как условием ее победы является интернациональное сплочение трудящихся всех наций. Коммунисты подходят к национализму с принципиальных позиций и оценивают его конкретно-исторически, с точки зрения интересов революционной борьбы народов против империализма, интересов мирового социализма. Коммунисты беспощадно разоблачают империалистический шовинизм, национализм угнетающих наций и ведут с ним непримиримую борьбу. Отношение коммунистов к национализму угнетенных наций опирается на положение Владимира Ленина, развитое в Программе КПСС: «В национализме угнетенной нации есть общедемократическое содержание, направленное против угнетения, и коммунисты поддерживают его, считая исторически оправданным на определенном этапе. Оно выражается в стремлении угнетенных народов к освобождению от империалистического гнета, к национальной независимости и национальному возрождению. В то же время в национализме угнетенной нации содержится и другая сторона, выражающая идеологию и интересы реакционной эксплуататорской верхушки»

Особенно непримиримо коммунисты относятся к националистическим шатаниям в собственной среде, которые возникают в результате давления буржуазных и мелкобуржуазных сил, а также вследствие деятельности империалистической агентуры. Эти шатания выражаются в проявлениях национальной ограниченности и эгоизма, в отступлениях от принципов интернационализма и классовой солидарности, в раздувании и преувеличении национальных особенностей классовой борьбы и строительства социализма в отдельных странах

Почву для преодоления национализма создает социализм, который уничтожает основы социальных и национальных антагонизмов, создает условия для национального равноправия и дружбы народов. Однако свержение буржуазии и установление диктатуры пролетариата не устраняет сразу проявлений буржуазного и мелкобуржуазного национализма

Коренной поворот в национальном вопросе и преодоление национализма не достигаются автоматически, это сложный и длительный процесс. Он совершается в напряженной и неослабевающей борьбе с национальной враждой и недоверием, с национальным эгоизмом и ограниченностью. Реализация возможностей для устранения национализма, создаваемая ниспровержением капитализма, зависит, прежде всего, от действия субъективного фактора, то есть от политики Коммунистической партии, осуществляющей руководство обществом. Националистические предрассудки, преувеличенное или извращенное проявление национальных чувств — явление чрезвычайно живучее, цепко держащееся в психологии людей, недостаточно зрелых в политическом отношении. К тому же националистические предрассудки всячески оживляются и подогреваются врагами социализма. Практика социалистического и коммунистического строительства, борьба против великодержавного и местного национализма, строгое соблюдение национального равноправия, достижение фактического равенства в экономической, политической и культурной областях, внимательное отношение к культуре, нуждам и особенностям малых народов, интернациональное воспитание трудящихся — все это обеспечивает успех в борьбе с пережитками национализма

Исторический опыт показывает, что для преодоления национализма, для упрочения братских отношений между народами социалистических стран необходима последовательная марксистско-ленинская политика коммунистических партий.

Борьба с национализмом в коммунистическом движении и его преодоление — важнейшая задача марксистов-ленинцев

Николай Платошкин (родился 19 октября 1965, Мещерино, Московская область, СССР) — российский дипломат, политолог и историк. Николай Платошкин Доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета. Николай Платошкин автор переводов зарубежных монографий, политический эксперт на телевидении

Родители работали в совхозе: мать (окончила академию имени Тимирязева) — агрономом, отец (окончил Институт механизации сельского хозяйства имени Горячкина) — инженером

Окончил Чулковскую среднюю школу № 20 с золотой медалью, там же получил права тракториста-машиниста 3-го класса широкого профиля

В 1982 году поступил в МГИМО МИД СССР на факультет международных отношений (Западное отделение), который с отличием окончил в 1987 году. В 2003 году окончил спецкурс для руководящего состава при Дипломатической академии МИД РФ

С 1987 по 2006 год Николай Платошкин работал в российских дипломатических представительствах в ФРГ и США

Николай Платошкин офицер запаса. Срочную военную службу не проходил

Пролетарский интернационализм VS буржуазный шовинизм

Интернационал

Вставай, проклятьем заклейменный,
Весь мир голодных и рабов!
Кипит наш разум возмущенный
И смертный бой вести готов.
Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим,
Кто был ничем, тот станет всем.

Это есть наш последний
И решительный бой;
С Интернационалом
Воспрянет род людской!

Никто не даст нам избавленья:
Ни бог, ни царь и не герой.
Добьемся мы освобожденья
Своею собственной рукой.
Чтоб свергнуть гнет рукой умелой,
Отвоевать свое добро,
Вздувайте горн и куйте смело,
Пока железо горячо!

Это есть наш последний
И решительный бой;
С Интернационалом
Воспрянет род людской!

Лишь мы, работники всемирной
Великой армии труда,
Владеть землей имеем право,
Но паразиты — никогда!
И если гром великий грянет
Над сворой псов и палачей, —
Для нас все так же солнце станет
Сиять огнем своих лучей!

Интернационализм (от латинского inter — «между» и natio — «народ») — идеология, проповедующая дружбу и сотрудничество между нациями

Существуют различные варианты интернационализма: в частности, пролетарский интернационализм в марксизме обозначает солидарность пролетариев разных стран в борьбе против эксплуататоров. В наше время этим термином обозначает себя также левая идеология, пытающаяся предложить альтернативный вариант глобализации. Понятие используется в качестве антитезы национализма

В идеологии СССР пролетарский интернационализм одинаково противопоставлялся с одной стороны «буржуазному национализму», понимаемому как идеология национальной исключительности и шовинизм с другой же стороны «буржуазному космополитизму», понимаемому как отрицание всякой национальной культуры

В идеологии марксизма понятие пролетарский интернационализм связано с противоречиями между империалистическими государствами и пролетариатом. При капитализме интернационализм выражается в международной солидарности трудящихся против войн, которые ведут империалисты, против национализма и шовинизма, а также в защите общечеловеческих ценностей. После победы социалистической революции интернационализм должен стать частью идеологии нового общества, которая ведет к коммунизму: бесклассовому обществу и отмиранию (национального) государства

С этой целью марксисты создали в период до 1914 года две международные организации солидарности социалистов (социал-демократов): I Интернационал (1864-1876), а затем II Интернационал (1889-1914)

В 1914 году большая часть социал-демократов (в том числе II Интернационал) поддержала свои правительства в Первой мировой войне и встала на националистические позиции; меньшинство отрицало «империалистическую войну», рассматривая ее как столкновение между империалистами, не зависящее от интересов трудящихся, а также как удобный повод для революции и установления диктатуры пролетариата. Впоследствии сторонники этой линии (освободившие Россию в октябре 1917 от буржуазии) стали называть себя не социал-демократами, а коммунистами и основали в 1919 году III Интернационал (Коминтерн), распущенный в 1943 году

Последователи социал-демократии создали в 1951 Социалистический интернационал, являющийся правопреемником II Интернационала

Пролетариат — социальный класс, для которого работа по найму (продажа собственной рабочей силы) является по существу единственным источником средств к существованию. Пролетариат совершенно лишен капитала и того, что может быть использовано как капитал

День международной солидарности трудящихся — отмечается во многих странах и территориях мира 1 мая

Шовинизм (французское chauvinisme) — идеология, суть которой заключается в проповеди национального превосходства с целью обоснования права на дискриминацию и угнетение других народов. Шовинизм способствует возникновению и распространению неприязни и даже ненависти к чужакам, иноземцам, иноверцам, по принципу «не такой — чужой — чужак — враг». Одна из форм гетерономии и ксенофобии

Гимн рабочих

Пролетарии всех стран соединяйтесь!
Наша сила, наша воля, наша власть!
В бой последний, как на праздник, снаряжайтесь.
Кто не с нами, тот наш враг, тот должен пасть!

Станем стражей вкруг всего земного шара,
И по знаку, в час урочный, все вперед!
Враг смутится, враг не выдержит удара,
Враг падет, и возвеличится народ.

Мир возникнет из развалин, из пожарищ,
Нашей кровью искупленный, новый мир.
Кто работник, к нам за стол! Сюда, товарищ!
Кто хозяин, с места прочь! Оставь наш пир!

Братья-други! Счастьем жизни опьяняйтесь!
Наше все, чем до сих пор владеет враг.
Пролетарии всех стран соединяйтесь!
Солнце в небе, солнце красное — наш стяг!

Советский патриотизм — термин, обозначающий социалистический патриотизм, привязанность советского народа к СССР как к своей социалистической Родине

Советский патриотизм (советизм) возник с основанием СССР в 1922 году и наиболее полно оформился во время правления товарища Сталина. Идеологический багаж советизма основан на сталинско-ленинской ветви марксизма и включает представления о едином советском народе и общем советском Отечестве, как Родине революции

Время Великой Отечественной Войны потребовало от всех советских людей, населяющих СССР, сплоченности и самопожертвования. Граница свой/чужой между войсками Сталина и Гитлера представлялась советским патриотизмом. С одной стороны были советские люди, защищающие свою советскую землю, завоеванную почитаемыми советскими предками-революционерами в Революционном октябре 1917 года — а с другой стороны инородцы-захватчики, одержимые желанием зла нашей советской Родине: фашисты «фрицы», нацисты и их союзники…

Сражаясь с этим внешним врагом, советские люди чувствовали свою причастность к делу Революции и устанавливали психологическую связь со своими революционными предками, продолжая дело тех, на подвигах которых они воспитывались с детства. Межнациональные различия, существовавшие внутри СССР, при этом нивелировались и советские люди разных национальностей и религий сражались плечом к плечу против общего врага

От бескрайней равнины Сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий Советский народ!

Выходил он, свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную Державу,
За могучую нашу страну.

Сокрушая железо и камень,
Он врага беспощадно разил,
Над Берлином победное знамя
Знамя правды своей водрузил.

Он прошел через пламя и воду,
Он с пути не свернул своего.
Слава, слава герою-народу,
Слава Армии Красной его!

Советский патриотизм представляет объективную универсальную ценность Советского Союза, как Родины первой социалистической Революции. Марксизм утверждал, что коммунизм победит на всей планете. Но советизм придавал стране, в которой коммунисты победили впервые, особое сентиментальное международное значение. Необходимость защищать советскую Родину любой ценой казалась очевидным советским патриотам — как гражданам Советского Союза разных национальностей, так и многим нашим друзьям-марксистам, жившим за границей и мечтающим о победе социалистической Революции в своих странах. Действительно, если мы не способны защитить завоевания Революции, какой смысл вообще ее совершать?

Конституция СССР статья 36
Граждане СССР различных рас и национальностей имеют равные права. Осуществление этих прав обеспечивается политикой всестороннего развития и сближения всех наций и народностей СССР, воспитанием граждан в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, возможностью пользоваться родным языком и языками других народов СССР. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, равно как и всякая проповедь расовой или национальной исключительности, вражды или пренебрежения — наказываются по закону

Рекоменндованное видео: