Герой Социалистического Труда Николай Колобов родился 25 июля 1907 года
Николай Романович Колобов — работник транспортной отрасли СССР, начальник станции Рыбное Московско-Рязанской железной дороги, Герой Социалистического Труда.
Николай Колобов родился в 25 июля 1907 году в городе Пензе, в семье железнодорожника. После окончания Пензенского железнодорожного училища обучался в Ленинградском техникуме путей сообщения. В 1934 году Николай Колобов окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Эксплуатация железных дорог». Возвратился в родной город, трудился инженером, начальником технической части, заместителем начальника станции Пенза-1.
В 1938 году Николай Колобов назначен начальником крупной сортировочной станции Рыбное Ленинской железной дороги. Станция находилась на главной линии дороги, являлась основной по переработке потока, идущего с юга и востока на север. В 1939 году за выдающиеся успехи в деле подъема железнодорожного транспорта Колобов награжден орденом Ленина.
Великую Отечественную войну встретил здесь же и оставался на посту в самые трудные военные годы. В самый трудный для страны 1941 год, когда полчища фашистов подходили к Москве, Ленинская железная дорога стал одной из основным направлением для перевозки войск к столице Особенно четкая и сложная работа требовалась от сортировочных станций.
Начальник станции Рыбное Н. Р. Колобов создал работу так, что транзитные поезда, идущие в Москву, несмотря на непрерывные бомбардировки вражеской авиации, переформировывались за 15-18 минут. Вместе с диспетчерами Московского и Рязанского отделений Н. Р. Колобов практиковал, когда это было необходимо, одностороннее движение и пропуск поездов пачками, одного за другим, на расстоянии видимости хвостовых сигналов. Это была «живая» блокировка. Так, станция Рыбное отправляла до 60 поездов в сутки. На станции формировались и тяжеловесные поезда, превышающие установленный вес на 700 тонн. Такие поезда пропускались по зеленой улице.
Станция, находившаяся в 15-18 километрах от линии фронта, часто подвергалась обстрелам и бомбардировкам с воздуха, но ее коллектив вместе со смежниками — путейцами, вагонниками, связистами, локомотивщиками — быстро ликвидировал последствия налетов и восстанавливал движение поездов. Так, 2 ноября 1941 года во время выгрузки воинских частей и вооружения вражеские бомбардировщики сбросили на станцию более 40 бомб. Горели вагоны, цистерны с горючим, гибли люди. Рабочие бежали в укрытие, залегали в кюветах, скрывались в кустах. А самолеты снова и снова заходили на боевой курс. После окончания бомбежки надо было растаскивать составы, маневрировать паровозами, а главное — воодушевлять людей на нелегкую работу. Колобов бросается к горящим вагонам, сам расцепляет их, отдает приказания работникам станции. В критических ситуациях в любое время суток личным примером он вдохновлял подчиненных. Для повышения пропускной способности станции часть поездов пропускались без остановки. Их техническое состояние проверялось поездными бригадами на остановках в пути следования.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Колобову Николаю Романовичу присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».
В 1944 году был переведен начальником на сортировочную станцию Кочетовка. Приказом по НКПС 14 августа того же года ему было присвоено очередное звание директора-полковника службы движения.
В ноябре 1946 года приказом Министра путей сообщения назначен начальником Моршанского отделения Московско-Рязанской железной дороги, в этой должности проработал до ликвидации отделения в 1958 году. Более полугода работал заместителем начальника Мичуринского отделения. Однако подорванное в годы войны здоровье сказывалось на дальнейшей его судьбе. В 1958 году его переводят на работу ревизором по безопасности движения Тамбовского отделения, а в 1960 году — на ту же должность в Пензенское отделение Куйбышевской железной дороги, где он закончил свою трудовую деятельность в 1974 году.
Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР, депутатом областного и городского Советов, был делегатом XIX съезда КПСС.
Почетный гражданин города Пензы (1987).
Николай Колобов жил в городе Пензе. Скончался 13 сентября 1999 года.
Похоронен на Аллее славы Новозападного кладбища г. Пензы.
Награжден двумя орденам Ленина, орденом Трудового Красного знамени, медалями; удостоен двух знаков «Почетному железнодорожнику».
Труд — Валерий Брюсов
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «Труд»!
Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повел к просекам,
Начиная круг труда.
Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный, —
Все — наследие трудов!
Все искусства, знанья, книги —
Воплощенные труды!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.
И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в трудах:
Только труженикам — слава,
Только им — венок в веках!
Но когда заря смеется,
Встретив позднюю звезду, —
Что за радость в душу льется
Всех, кто бодро встал к труду!
И, окончив день, усталый,
Каждый щедро награжден,
Если труд, хоть скромный, малый,
Был с успехом завершен!
Герой Социалистического Труда — высшее звание в СССР с 1938 по 1991 год, высшая степень отличия за труд
Звание Героя Социалистического Труда и Положение о звании учреждены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 года «Об установлении высшей степени отличия — звания Героя Социалистического Труда». Ранее существовало звание Герой Труда
Текст Положения гласил: «Звание Героя Социалистического Труда присваивается лицам, которые своей особо выдающейся новаторской деятельностью в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, научных открытий и технических изобретений проявили исключительные заслуги перед Советским государством, содействовали подъему народного хозяйства, науки, культуры, росту могущества и славы СССР»
Согласно Положению, Герою Социалистического Труда вручались орден Ленина и грамота Президиума Верховного Совета СССР
Орден Ленина первоначально вручался не более одного раза, только при первом награждении
если Герой Социалистического Труда является одновременно Героем Советского Союза, то на его малой Родине также сооружается бронзовый бюст, как если бы он был дважды Героем Социалистического Труда. Кроме того, Положение утвердило перечень льгот, установленных ранее