
Документальный советский фильм Обыкновенный фашизм режиссера Михаила Ромма
В фильме Обыкновенный фашизм использованы: европейская кинохроника предвоенных лет, трофейные хроникальные материалы из киноархивов министерства пропаганды гитлеровской Германии и личного фотоархива Гитлера, а также многочисленные личные любительские снимки, обнаруженные у военнослужащих вермахта и СС
О целях фильма Обыкновенный фашизм советский режиссер Михаил Ромм говорил:
Из огромного количества материала мы отобрали то, что показалось нам самым поразительным, что дает нам возможность вместе с вами поразмышлять…
Фильм Михаила Ромма, созданный по инициативе Майи Туровской и Юрия Ханютина, продолжает традицию, заложенную в советскую документалистику Эсфирью Шуб — создание вымышленного или настоящего сюжета из оригинальных монтажных кинофильмов кинохроники другого государства (в случае Шуб это найденный ею правительственный архив хроники царской России). Михаил Ромм для этой же цели воспользовался немецкими архивами, архивами послевоенных антифашистских организаций и архивом фотоснимков, изъятых у немецких военнослужащих
Михаил Ромм, прямой последователь Эйзенштейна, Вертова и Пудовкина, в этом фильме мастерски использует выразительные средства монтажа, музыкального оформления, публицистической речи для характеристики нацистского режима. Именно за счет контрапункта хроникальных кадров, закадровой речи и музыки Обыкновенный фашизм фильм оказывает настолько сильное эмоциональное воздействие на зрителя
Закадровый комментарий выполнен самим советским режиссером. Вначале Михаил Ромм искал для этой цели диктора, но его товарищи, услышав рабочие версии комментария, записанные им самим, посоветовали самостоятельно записать закадровый текст. Разговорный характер комментария, который проявляется в синтаксисе, лексике, интонациях, стал одним из главных отличительных признаков фильма Обыкновенный фашизм
Михаил Ромм использует приемы «на грани» — с помощью обратного воспроизведения повторяет несколько раз поцелуй партийного функционера с заводчиком Круппом (подчеркивает низкопоклонство партийцев перед «капиталом»), пользуется стоп-кадрами с наиболее непривлекательными выражениями лиц нацистских лидеров
Аналогичным градусом гуманистического пафоса отличается последний, незаконченный фильм Михаила Ромма (1974) И все-таки я верю, завершенный Элемом Климовым, Марленом Хуциевым и Германом Лавровым
Обыкновенный фашизм фильм
Обыкновенный фашизм — двухсерийный публицистический документальный советский фильм режиссера Михаила Ромма, снятый на киностудии Мосфильм. Документалистика Обыкновенный фашизм вышла на экраны в СССР в 1965 году. Фильм Обыкновенный фашизм рассказывает об истории и идеологии фашизма, зарождении этого явления в Италии, дальнейшем распространении его в Испании и других странах Европы, но главный акцент сделан на тоталитарной системе и преступлениях нацистской Германии в годы Второй мировой войны
Михаил Ромм (24 января 1901, Иркутск, Российская империя — 1 ноября 1971, Москва, СССР) — советский режиссер театра и кино, сценарист, педагог, публицист. Михаил Ромм Народный артист СССР (1950), лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1946, 1948, 1949, 1951) и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1966). Михаил Ромм кавалер двух орденов Ленина (1938, 1967)
в Михаил Ромм 1937 году получил предложение за четыре месяца снять первый художественный звуковой фильм о Ленине — Восстание / советский фильм вышел в прокат под названием Ленин в Октябре и пользовался большим успехом. Михаил Ромм был награжден орденом Ленина и принят кандидатом в члены ВКП(б)
в 1938 году поставил фильм Ленин в 1918 году
в июле 1939 года переведен из кандидатов в члены ВКП(б)
в мае 1940 года избран членом партийного комитета киностудии Мосфильм
в 1965 году снял документальный фильм Обыкновенный фашизм
в 1969 году совместно с Марией Славинской снял документальный советский фильм Живой Ленин

Михаил Ромм скончался 1 ноября 1971 года в Москве на 71-м году жизни в процессе работы над документальным фильмом Мир сегодня / он сидел дома за рабочим столом и, как обычно, раскладывал карточки, на которых были обозначены кадры из новой ленты. Когда в кабинет заглянула его жена Елена Кузьмина, он произнес: «Сегодня мне что-то нездоровится. Я, пожалуй, прилягу». Супруга помогла ему лечь на диван. Через несколько мгновений он умер. Его очередная работа впоследствии была завершена Элемом Климовым, Марленом Хуциевым и Германом Лавровым и выпущена под названием И все-таки я верю