Две точки зрения — Владислав Дикарев и Кирилл Сергеев разбирают фильм Завод Юрия Быкова
Завод фильм — российский триллер режиссера и сценариста Юрия Быкова. Он же выступил в качестве одного из продюсеров картины. В широкий прокат фильм вышел 7 февраля 2019 года. Главные роли в фильме исполнили Денис Шведов, Андрей Смоляков и Владислав Абашин
В ролях:
Денис Шведов — «Седой»
Андрей Смоляков — олигарх Калугин
Владислав Абашин — «Туман»
Александр Бухаров — Терехов
Дмитрий Куличков — «Рябой»
Александр Воробьев — «Пыж»
Иван Янковский — Вовка
Сергей Сосновский — «Казак»
Юрий Тарасов — «Веселый»
Алексей Комашко — «Седьмой»
Кирилл Полухин — Андреич
Алексей Фаддеев — «Пономарь»
Илья Соколовский — Дадакин
Юрий Быков (родился 15 августа 1981, Новомичуринск, Рязанская область, РСФСР, СССР) — кинорежиссер, сценарист, композитор, продюсер и актер
Юрий Быков называл себя социалистом, приверженцем левых и патриотом. С пониманием относится к старой либеральной интеллигенции, ориентированной на диссидентов. Не приемлет «гламурную, прозападно ориентированную молодежь, которая готова хоть завтра продать свои корни и наши общие ценности ради того, чтобы выторговать себе зону жизненного комфорта»
Юрий Быков не признает себя диссидентом. Считает себя далёким и от «западников», и от власти, но близким к народу: «Я не за Собчак и не за Путина. Я за Ивана Иванова, который работает шахтером в Воркуте»
В 2015 году Юрий Быков собирался снять фильм о войне на востоке Украины. Но после знакомства со значительным рядом источников решил отложить данный проект: «Не могу пока сделать правильных выводов и окончательно запутался в этой теме»
Режиссер Владислав Дикарев и профсоюзный деятель Кирилл Сергеев разбирают фильм с точки зрения художественной составляющей, так и с точки зрения реального положения дел на производствах страны
Обзор фильма Завод
Фильм Завод получил средние оценки кинокритиков. На сайте Megacritic у него 6,7 баллов из 10 по данным 25 рецензий. Обозреватель InterMedia Денис Ступников писал: «Прихотливая конструкция вновь существует у Быкова по закону единства места, действия и времени, но упакована на сей раз в привлекательную для масс оболочку остросюжетного боевика. Не изменяя себе ни на йоту, режиссер создал безупречный продукт на стыке авторского и массового кино без тошнотворных типажей «плохих» и «хороших» парней»
Социолог Борис Кагарлицкий, назвав фильм Завод «странный гибрид советской производственной драмы и французского «нуара»», отметил, что «большая часть фильма это прямая демонстрация идеи Томаса Гоббса о «войне всех против всех»», а также что «фильм наглядно и убедительно иллюстрирует хорошо известный социологический тезис, что в атомизированном и разобщенном обществе никакая социальная или идейная борьба невозможна в принципе», но поскольку в нем «нет ни искупления, ни преодоления, нет даже намека на катарсис, то вместо трагедии получается унылая констатация безысходности». В целом Борис Кагарлицкий приходит к следующему выводу: «Согласно Гоббсу, войну всех против всех может остановить лишь общественный договор. Итогом, которого становится власть-Левиафан, отнимающая свободу, но гарантирующая безопасность. У героев Быкова нет ни безопасности, ни свободы, да и договориться они между собой ни о чем не в состоянии. Выход может прийти лишь извне, но и этого «внешнего» фактора не видно даже на горизонте. В общем, все безнадежно, остается лишь уныло куда-то ковылять по дороге, пересекающей бескрайнюю пустошь, где, похоже, даже и расти ничего не может. Не удивительно, что левым фильм не понравился. Он констатирует полную беспомощность и недееспособность как общества, так и составляющих его отдельных личностей. В значительной мере именно такой диагноз подтверждается тем, что мы ежедневно наблюдаем вокруг нас. Если мы хотим доказать Быкову, что он не прав, надо преодолеть социальную разобщенность не на экране кинофильма, а в реальной жизни»
Съемки проходили осенью 2017 года на реальном заводе железобетонных конструкций, работу которого на время съемок не приостанавливали. Во время съемок на фоне критики сериала «Спящие» Юрий Быков объявил, что фильм Завод будет его последним…
Фильм Завод провалился в прокате, за что режиссер Юрий Быков принес публичные извинения…
Ранним утром на провинциальный завод идет одноглазый рабочий по кличке Седой, не желая ехать со своими коллегами на автобусе. В тот же день директор завода Калугин, объявляет рабочим, что, в связи с грядущим банкротством предприятия, им осталось работать до конца месяца, а денег он им сейчас не выплатит, так как их нет. Седой, как выясняется, ветеран войны, подговаривает пятерых коллег (молодого Вовку, бывшего бандита Рябого, пожилого Казака, многодетного отца Пыжа и ничем не примечательного Терехова) похитить Калугина и потребовать за него большой выкуп. Первая часть плана удается: рабочие останавливают машину олигарха на дороге и после короткой схватки с охранником, увозят Калугина на завод. Забаррикадировавшись в цехе, рабочие закрывают директора в подсобке и выдвигают требования
По звонку Калугина отвезти деньги похитителям берется глава личной охраны бизнесмена по кличке Туман. К заводу также подъезжают его вооруженные подчинённые и, неожиданно для всех участников событий, группа СОБРа во главе с капитаном Дадакиным. Противостояние затягивается, так как получившие деньги рабочие не хотят попасться в ловушку на выходе, а охрана и СОБР не намерены их просто отпускать. Седой требует прокуратуру и журналистов, стремясь предать дело широкой огласке. И хотя Туман выполняет эти требования, Седой понимает, что это ни к чему не приведет, так как журналистов запугали, а прокуратура (как и начальник Дадакина) — «на зарплате» у Калугина. Разрастается конфликт внутри группы Седого, ускоренный намёками охраны Калугина о расправе над семьями некоторых рабочих, чему способствовал ранее покинувший цех Рябой
Вовка, халат больной матери которого подкинул в цех Туман, пытается застрелить Седого, но лишь гибнет сам от ответного выстрела. В это время охрана Калугина предпринимает попытку штурма, убивая Казака и ранив Пыжа. Седой в одиночку отражает штурм, убив двух охранников и заставив остальных отступить. Туман возвращается с мешком денег, но Седой отказывается их взять. Туман понимает, что Седой сам вызвал СОБР, так как изначально хотел не деньги Калугина, а добиться от того признания в криминальной деятельности и упрятать его за решётку. Узнавшие о том, что были нужны лишь для захвата олигарха, Пыж и Терехов покидают цех, и Седой остается один на один с Калугиным
В результате философского разговора с олигархом Седой приходит к выводу, что ему не удастся добиться своей цели, впрочем, как и отправка Калугина за решетку ничего бы не изменила ни в жизни Седого, ни в жизни других простых людей. Убить директора он не может, так как он принципиально отказывается быть таким же бандитом и убийцей как Калугин, на крови своих жертв добывший завод в лихие 90-е. После того как Седой отпускает Калугина, СОБР идет на штурм. Туман, услышав от Калугина презрительное «Дурачок» в адрес Седого, безуспешно пытается остановить штурм, но Седой, стреляя вверх, провоцирует СОБР на огонь и гибнет. СОБР вызывает оперативную группу, а Калугин с выжившими охранниками собирается домой
Туман решает пойти пешком и уходит той же дорогой, по которой в начале фильма пришел Седой
Дорогу осилит идущий