Стратосферный аэростат Осоавиахим совершил полет 30 января 1934 года
Осоавиахим 1 (ОАХ 1) — стратосферный аэростат, построенный в СССР. На этом стратостате в 1934 году был установлен рекорд высоты: ОАХ 1 впервые в мире сумел достичь высоты 22 километра над уровнем моря. После этого стратостат обледенел и рухнул на землю; все члены экипажа погибли.
В 1930 году несколько талантливых инженеров Ленинградского отделения ОСОАВИАХИМ загорелись идеей построить новый стратостат для покорения рекордных для того времени высот. Однако из-за финансовых трудностей непосредственная работа над проектом началась только в конце 1932 года. Главным конструктором стратостата назначили Васенко, а руководителем работ — опытного инженера Чертовского.
В июне 1933 года оболочка Осоавиахим 1 была доведена в объеме до 24940 м³. В августе того же года готовый стратостат осмотрела комиссия Гражданского воздушного флота под руководством Спасского и, несмотря на то, что люк кабины признали неудовлетворительным по возможности его закрывать, допустила летательный аппарат к эксплуатации.
Для проведения научных опытов и наблюдений стратостат ОАХ 1 оснастили лучшими на то время приборами, созданными в Главной геофизической обсерватории, часть оборудования подготовили в Радиевом и Физико-техническом институтах. Институт экспериментальной биологии ходатайствовал, чтобы в стратосферу взяли мушек-дрозофил.
Первоначально старт Осоавиахима 1 был назначен на 30 сентября 1933 года, но метеоусловия заставили повременить с полетом. Из-за неулучшающейся погоды полет стратостата по решению Центрального совета Осоавиахима отсрочили до теплых дней весны 1934 года. Научную аппаратуру гондолы демонтировали и отправили в Ленинград, оболочку Осоавиахим 1 сложили и убрали в чехол. Осенью в беседе с журналистами командир стратостата СССР 1 (который незадолго до этого достиг отметки в 19000 метров) Прокофьев сделал революционное заявление, что он и его экипаж готовятся повторить рейд в стратосферу, не дожидаясь наступления тепла, — зимой.
Это побудило Павла Федосеенко подать рапорт в Центральный совет Осоавиахима с предложением осуществить полет зимой. ЦСО дал добро, и испытатели стали готовиться к полету. Несмотря на все усилия членов Осоавиахима, подготовить полет в 1933 году не удалось, и его вновь перенесли на январь 1934 года.
28 января 1934 года Осоавиахим 1 был доставлен к месту старта в Кунцево. Полет было решено посвятить XVII съезду компартии, который проходил в те дни в Москве, о чем члены экипажа дали ряд интервью и выступили по радио. 30 января 1934 года с 8:00 до 9:00 прошла завершающая предполетная подготовка ОАХ 1 и было произведено окончательное взвешивание стратостата. Накануне к расчетному весу осоавиахимовцы добавили 180 килограммов балласта. Благодаря использованию маневренного и аварийного балластов стало возможным поднять полетный потолок до 20500 метров.
По окончании предполетной подготовки Осоавиахим 1 с экипажем в составе трех человек — командир экипажа Павел Федосеенко, бортинженер Андрей Васенко и научный сотрудник Илья Усыскин — оторвался от земли. Это был первый в истории воздухоплавания зимний полет стратостата. Павел Федосеенко, который руководил подготовкой стратостата, был очень опытным советским аэронавтом, летавшим еще в Гражданскую войну и участвовавшим в полетах с Фридманом. Он считал, что риск зимнего полета был чрезвычайно велик. В небе произошла авария и все участники полета погибли. Все члены экипажа ОАХ 1 были посмертно получили орден Ленина (впервые в СССР — посмертно).