Парк Горького

Центральный парк культуры и отдыха имени Максима Горького был открыт 12 августа 1928 года

Центральный парк культуры и отдыха имени Максима Грького — сокращенно ЦПКиО или парк Горького — московский парк культуры и отдыха, столичная рекреационная зона, одна из самых больших и популярных в городе.

Партерная часть парка появилась в 1923 году после организации на этой территории Всероссийской сельскохозяйственной выставки (ВСХВ), планировку которой от входа до Нескучного сада выполнил архитектор-авангардист Константин Мельников. ЦПКиО был открыт 12 августа 1928 года, в 1932-м парку присвоили имя писателя Максима Горького. В разное время проектировкой парка занимались Эль Лисицкий и Александр Власов. Арка главного входа возведена в 1955 году по проекту архитектора Георгия Щуко.

16 марта 1928 года Президиум Моссовета принял постановление об организации на территории ВСХВ парка культуры и отдыха: «Признать необходимым устройство в Москве парка культуры и отдыха на территории бывшей сельскохозяйственной выставки, Нескучного сада и Воробьевых гор и приступить к началу работ по устройству этого парка в текущем году. На устройство парковой зоны Моссовет выделял 200 тысяч рублей, и Госбанк — еще 500 тысяч. Это должен был быть первый советский парк культуры и отдыха, где планировалось вести широкую политико-воспитательную и культурно-просветительскую работу среди трудящихся, ПКиО стал бы местом «массовой пропаганды советской культуры и пролетарского искусства».

Руководителем отдела планирования ПКиО назначили архитектора Константина Мельникова, до этого принимавшего участие в проектировании ВСХВ. Новая планировка сменила более ранний проект Жолтовского. В мае 1928-го был создан и утвержден художественный совет парка. Среди членов совета были также Анатолий Луначарский и Всеволод Мейерхольд. 1 июня того же года по инициативе Луначарского организовали «Общество друзей парка культуры и отдыха», задачей которого было привлечь как можно больше людей к работе над новым общественным пространством.

В июле Моссовету доложили о состоянии строительства. На тот момент задачей проектировщиков было остановить разрушение заброшенной территории, приступить к реконструкции имеющихся павильонов и разработать генеральный план будущего парка. Изначально Моссовет постановил создать план в течение двух месяцев, но срок оказался невыполнимым. Тогда рабочая комиссия решила провести два отдельных конкурса: составление культурной программы парка до 1 сентября 1928 года и архитектурно-художественный конкурс со сроком сдачи весной 1929-го.

Незавершенный парк впервые открылся для посетителей 12 августа 1928 года. В первый день парк посетили более 100 тысяч человек. По имеющимся данным, на тот момент в нем были организованы Ленинская площадь и Детский городок, работали ясли, несколько театров, аттракцион «Спиральный спуск». В Нескучном саду находились Военный городок и Симфоническая эстрада, а в парке усадьбы Голицыных для посетителей были открыты аллея гамаков и кафе. В ПКиО устроили аллеи и дорожки для прогулок, площади, газоны и клумбы. Посетителям были доступны физкультурные и танцевальные площадки, кино, «читальня», аттракционы и другие развлечения.

Первый год парк работал чуть более месяца — до 23 сентября. Согласно сохранившейся статистике, в этот период его посетило порядка 1,5 млн человек — по 10-12 тысяч ежедневно, всего около 700 тысяч пришли в кинотеатр, театр и на различные концерты.

Летом 1929 года отдел планирования ПКиО возглавил другой советский архитектор — Эль Лисицкий. По мнению историка Катарины Кухер, его назначение свидетельствует о желании руководства задействовать авангардистские идеи 1920-х годов при разработке генерального плана нового парка. Лисицкий интересовался способами организации отдыха для советских рабочих и стремился превратить парк в «фабрику здоровья». С 1929 по 1937 год директором парка была Бетти Глан. Время ее руководства называют «золотой эпохой», когда ПКиО был «культурным комбинатом переделки сознания».

14 сентября 1930 года Мособлисполком и Моссовет решили провести еще один конкурс на генеральный план парка. В комитет конкурса вошли специалисты по планированию и озеленению, культурно-образовательной программе, а возглавила комитет директриса Бетти Глан. Одновременно в территорию будущего парка были включены Лужники и Фрунзенская набережная, после чего комитет установил окончательную площадь — 593,4 га. В конкурсе участвовали различные архитектурные бригады, мастерские и организации, такие как АСНОВА, АРУ, ВОПРА, Сектор архитекторов социалистического строительства (САСС) и другие. Свои проекты представили также отдельные специалисты.

В 1932 году, по случаю 40-летия общественной и литературной деятельности Максима Горького, парку было присвоено его имя. Предположительно, статус центрального парк получил в этом же году, это может быть связано с открытием в 1931-м Измайловского парка культуры и отдыха и парка «Сокольники», до этого парк Горького был единственным ПКиО в столице. Именование подтверждают архивные документы, например, в издании «Из опыта работы ЦПКиО» 1932 года представлены программы парка зимой 1931-го, где он еще не имеет в названии статуса центрального. В книге Бетти Глан «Ударно работать — культурно отдыхать», выпущенной в 1933 году, есть название «Центральный парк культуры и отдыха имени Горького».

С 1932 по 1941 год работу над новым генеральным планом возглавлял архитектор Александр Власов. Один из его проектов — Зеленый театр — открылся в ЦПКиО в 1934-м. Театр располагался под открытым небом и был рассчитан на 20 тысяч зрителей. В нем были представлены музыкальные, оперные, театральные и цирковые постановки. В парке действовали также Летний драматический театр на 1100 мест, звуковой и обыкновенный кинотеатры.

Первый в городе Москва звуковой кинотеатр располагался в здании № 9/45 на Крымском Валу, которое сейчас занимает дирекция парка. Изначально на этом месте находилась судостроительная верфь Механического и судостроительного завода Бромлей. После закрытия завода судоверфь была перестроена Алексеем Щусевым в Кустарный павильон ВСХВ. В 1933 году бразильский архитектор Родриго Дакоста кардинально перестроил здание и изменил его функции, преобразовав в кинотеатр. В 1942-м в центральную часть здания попала авиабомба, в результате чего была разрушена кровля, кинозал, фойе, частично несущие конструкции.

В 1930-е годы в парке действовала развлекательная парашютная вышка. По данным американского журнала «Popular Science», на март 1935-го это была первая в мире подобная постройка. В парке проводились большие массовые мероприятия и выставки. Например, 8 июля 1935 года в парке прошёл карнавал, посвящённый проекту Советской конституции. Торжественное мероприятие, собравшее больше 100 тысяч участников, стало ежегодным событием.

В 1936-м началась реконструкция территории по проекту Власова: все временные постройки снесли, в центре парка установили большой фонтан со смотровыми площадками. Пушкинская набережная была уложена в гранит и украшена двенадцатью вазами. За проектирование парка архитектор был удостоен гран-при на Международной выставке в Париже 1937 года. В 1930-х годах обустройство Центрального парка культуры и отдыха совпало с разработкой Генерального плана реконструкции Москвы и идеологической переориентацией на классические архитектурные каноны. Сталинский план 1935 года учитывал озеленение столицы: 54 % ее площади должны были занимать зелёные насаждения, 80 % которых приходились на парки. Согласно плану, ЦПКиО представлял собой главную зелёную артерию столицы.

Во время Великой Отечественной войны парк продолжал принимать посетителей — 13-й сезон открылся еще 18 мая 1941 года. Однако летние мероприятия и оформление были посвящены военным событиям. Так, в парке были организованы соревнования по метанию гранат и штыковому бою, проходило обучение противовоздушной обороне. Весной 1943-го на территории парка выставили образцы трофейной немецкой техники и снарядов, в том числе первый захваченный исправный танк «Тигр». В послевоенный период ЦПКиО восстанавливали после бомбежек, реконструируя павильоны и скульптуры и высаживая клумбы. Отдельно был перестроен «Розарий с фонтаном», в котором во время обороны столицы располагалась зенитная батарея.

В 1947 году в честь празднования 800-летия столицы парк был награжден орденом Ленина за качественное «культурное обслуживание трудящихся». После войны ежегодно высаживалось более 2 тысяч деревьев и 25 тысяч кустарников. С 1950-х в ЦПКиО началась большая реконструкция, в ходе которой построили новые эстрады, сделали гранитные набережные у Голицынского пруда, выложили площади и аллеи (общая протяжённость аллей в 1958 году составляла 30 км). В 1956-м архитекторы Георгий Щуко и Анатолий Спасов возвели у входа в парк 18-метровую арку, опирающуюся на 24 колонны и боковые пилоны. Через год в парке появилась Народная обсерватория, оснащённая пятидюймовым рефрактором Карла Цейса, солнечными часами, глобусом, армиллярной сферой и другой аппаратурой. Обсерватория работала вплоть до 1990-х и была вновь открыта после реконструкции осенью 2012 года. В 1958-м в парке было запущено колесо обозрения высотой 52 метра, его демонтировали в 2008 году.

Рекоменндованное видео: