
В Москве в СССР сооружены первые подземные пешеходные переходы 16 октября 1959 года
Строительство подземных пешеходных переходов началось в СССР, как и в других странах мира, из-за растущей нагрузки на наземные магистрали, в связи с которой сооружение подземных пешеходных переходов было предпочтительнее, чем наземных, а также в связи с развитием метрополитена. Советское метро стремительно строится.
Подземные пешеходные переходы имеют ряд преимуществ перед надземными: они не нарушают архитектурного облика улицы и прилегающей застройки, а также могут использоваться под размещение сопутствующей инфраструктуры. Кроме того, они более удобны для пешеходов.
Осуществляли строительство подземных пешеходных переходов метростроевцы. Первый подземный переход в городе Москва открылся 16 октября 1959 года у площади Маяковского, под улицей Горького (Тверской). На его открытии присутствовал глава государства Никита Хрущев, который и дал добро на развернутое и интенсивное строительство подземных пешеходных переходов во всех крупных городах СССР.
В 1959 году открыты подземные пешеходные переходы на пересечении проспекта Маркса (Моховая, Охотный ряд, Театральный проезд) с улицей Горького, а также, у Детского мира, и, у начала Ленинского проспекта под Октябрьской площади. С появлением подземных переходов появилась и сопутствующая инфраструктура под землей — киоски, палатки, телефонные будки и прочее.
А вообще первый подземный переход в столице СССР был построен под Садовым кольцом на станции метрополитена Смоленская Филевской линии в 1935 году. Правда основным его предназначением был переход от одной станции метрополитена к другой.
По данным на 2009 год, в городе Москва действуют 95 подземных пешеходных переходов. С каждым годом количество подземных пешеходных переходов увеличивается
Подземный пешеходный переход обычно состоит из тоннеля под проезжей частью, железной дорогой или рекой и ведущих к нему ступеней, расположенных на пешеходных дорожках. Часто ступеньки оборудованы наклонными дорожками для спуска велосипедов, детских и инвалидных колясок, однако не всегда удобными. Выходы и входы подземного перехода (два или больше; наземные или подземные) бывают на тротуар, площадь, островок безопасности, надземный переход; вход/выход станции метрополитена, железнодорожную платформу, торговый центр.