Герой Советского Союза Примо Джибелли родился 27 декабря 1893 года
Джибелли Примо Анжелович — итальянец, летчик-испытатель, Герой Советского Союза, капитан.
Примо Джибелли родился 27 декабря 1893 года в Милане в итальянской семье.
Примо Джибелли трудился на заводе по производству авиамоторов компании Фиат в Турине.
Один из создателей компартии Италии.
В 1921 году эмигрировал в Советскую Россию, сначала трудиться водителем автомобиля «форд» в Москве, одновременно обучаясь русскому языку.
В 1921 году добровольцем вступил в Красную Армию, стал курсантом стрелкового училища, в качестве которого был направлен для прохождения службы на Украину. Вскоре после зачисления в часть сумел отремонтировать вышедший из строя по причине поломки двигателя двухпулеметный броневик и как технический специалист был назначен на должность командира этого броневика.
Примо Джибелли активно участвовал в борьбе с бандформированиями на Украине с 1921 по 1922 год, за смелость, проявленную в боевом столкновении с противником 12 апреля 1921 года ему была объявлена благодарность.
7 ноября 1921 года вступил в РКП(б), получив партийный билет № 0429213.
С 1922 года в авиации: сначала был зачислен в Зарайское авиаучилище, в дальнейшем продолжил обучение в Качинской авиашколе, после окончания которой в качестве военлета зачислен в 1-й авиаотряд РККА.
Примо Джибелли активно участвовал в борьбе с дашнаками и басмаческими бандами, в 1926 году во время выполнения разведывательного полета был сбит и попал в плен к басмачам, однако сумел бежать, угнав самолет, в котором находился английский военный советник. Перелетел линию фронта, с захваченным советником и за этот подвиг в 1926 году был награжден орденом Красного Знамени.
В 1928 году за спасение рыбаков в Азовском море награжден именным оружием и Почетной грамотой ВЦИК.
С 1933 года трудился в НИИ ВВС. Предпринял неудачную попытку пролететь на самолете под мостом через Москву-реку. В результате самолет был разбит, а Джибелли после лечения был уволен из армии. Занимался ремонтом авиадвигателей, трудился на автозаводе в Москве.
Член ВКП(б). Женился на Эмилии Александровне Сковородниковой. Дочь — Эрнестина.
В 1936 году Примо Джибелли под псевдонимом «Кольдеро» в составе первой группы добровольцев прибыл в Испанию. Принимал участие в гражданской войне на стороне правительства Испанской республики, воевал в составе 1-й интернациональной бомбардировочной эскадрильи. 10 ноября 1936 года был сбит к северо-востоку от города Алькорсина. Выпрыгнув с парашютом из горящего самолета, был отнесен ветром через линию фронта, попал в плен к франкистам и был разрублен топором на куски марокканцами. На следующий день при авианалете авиаэскадрильи легиона «Кондор» на Мадрид на позиции республиканцев был сброшен на парашюте брезентовый тюк, в котором находилось изрубленное на части тело Джибелли с запиской-предупреждением «Так будет с каждым иностранцем». После проведения медицинской экспертизы было установлено, что на части рубили живого человека.
31 декабря 1936 года Постановлением ЦИК СССР «за образцовое выполнение специальных и труднейших заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленный в этом деле героизм» посмертно удостоен звания Героя Советского Союза с награждением медалью «Золотая Звезда» и орденом Ленина.
В сентябре 1948 года Розе Бьянки — матери коммуниста Примо Джибелли — была назначена персональная пенсия от правительства СССР.
Но, разумеется, существует еще и другая версия противоположной стороны, согласно которой все вышесказанное является клеветническим вымыслом. Самая последняя по времени реконструкция событий 10 ноября опубликована в испанском журнале «Военная история» (Historia Militar) за ноябрь 2000 года. В статье «EI macabro cajyn» ее автор впервые вводит в научный оборот найденный им в архиве города Авилы документ: «Boletin de operaciones N.233bis of the Jefatura de las Fuerzas Aereas», датированный 10 ноября 1936 года. Документ очень любопытный и стоит того, что привести его полностью:
«Вылеты с Алькалы и неизвестного аэродрома:
В 8:30 два «потэза» взлетели с задачей бомбардировки целей, намеченных командованием на день. Во время пролета к востоку от Аль-корсина (Alcorcyn) они были обстреляны из зенитных орудий. «Потэз» «А» в результате был сбит. Из его экипажа ни один человек не парашютировался. Самолет разбился к северо-востоку от Алькорсина, междугородом, железной дорогой и домом маркиза Бальдераса. Другой самолет вернулся на аэродром, не выполнив бомбометания.
Экипаж сбитого самолета — первый пилот Кольдеро, второй — сержант Поль, стрелки сержант Шардель, сержант Гамеро, сержант Кото, корпорал Вирджилио Гонсалес, и штурман Монтилла.
С неизвестного аэродрома в 07:30 поднялись восемь истребителей для прикрытия рейда «потэзов». Но они не смогли найти бомбардировщики и отправились в район Мадрида и Касса де Кампо. После атаки наземных вражеских войск они приземлились успешно в 8:20».
Испанский автор посвятил свою статью опровержению «республиканской» версии относительно судьбы первого пилота сбитой машины «Кольдеро» (такой псевдоним носил Примо Джибелли в Испании). Опираясь на приведенный здесь документ, он утверждает, что Джибелли не выпрыгнул с парашютом, а погиб еще в воздухе или при падении бомбардировщика на землю вместе с остальными членами своего экипажа. А после того, как место падения было обнаружено, а тела — опознаны, кому-то из франкистов пришла в голову мысль сбросить республиканцам труп «Кольдеро», чтобы таким кощунственным способом предупредить и запугать иностранцев, воюющих в рядах правительственных войск.
В принципе, обе версии имеют право на существование. В условиях жестокой гражданской войны было возможно все — как зверское убийство пленного одной из сторон, так и пропагандистский вымысел этого другой стороной с целью очернения и дискредитации противника
Историческая справка:
Герой Советского Союза — высшая степень отличия СССР, которой удостаивали за совершение подвига или выдающихся заслуг во время боевых действий, а также и в мирное время
Звание Героя Советского Союза впервые установлено Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года, дополнительный знак отличия для Героя Советского Союза — медаль «Золотая Звезда» — учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года. Автор эскиза награды — архитектор Мирон Иванович Мержанов
16 апреля 1934 года постановлением ЦИК СССР было учреждено звание Герой СССР в редакции: «Установить высшую степень отличия — присвоение за личные или коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига, звания Героя Советского Союза». Никакие знаки отличия не предусматривались, выдавалась только грамота от ЦИК СССР
Орден Ленина к званию получили все одиннадцать летчиков — первых Героев Советского Союза. Практика награждений была закреплена Постановлением ЦИК в Положении о звании Героя Советского Союза 29 июля 1936 года. В этой редакции гражданам, удостоенным звания, кроме грамоты полагался также орден Ленина
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года введен особый отличительный знак для Героев Советского Союза — медаль «Герой Советского Союза». Другим Указом от 16 октября 1939 года был утвержден внешний вид медали, которая получила название «Золотая Звезда». В отличие от первоначального Положения теперь предусматривалась возможность многократного награждения «Золотой Звездой». Дважды Герою Советского Союза выдавали вторую медаль «Золотая Звезда» и ему сооружали бронзовый бюст на родине. Трижды Герою Советского Союза выдавали третью медаль «Золотая Звезда», и его бронзовый бюст должен быть установлен при Дворце Советов в Москве. Выдача орденов Ленина при награждении второй и третьей медалями не предусматривалась. О присвоении звания в четвертый раз в Указе ничего сказано не было, как и о возможном количестве награждений одного человека
От бескрайней равнины Сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий Советский народ!
Выходил он, свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную Державу,
За могучую нашу страну.
Сокрушая железо и камень,
Он врага беспощадно разил,
Над Берлином победное знамя
Знамя правды своей водрузил.
Он прошел через пламя и воду,
Он с пути не свернул своего.
Слава, слава герою-народу,
Слава Армии Красной его!
Советский характер
отрывок из фильма Адрес вашего дома