Подводная лодка проект Акула ТК 202 спущена в СССР на воду 23 сентября 1982 года
Тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта подводная лодка 941 Акула — серия советских подводных лодок. Проект Акула — самые большие в мире атомные подводные лодки. Проект разработан в ЛПМБ Рубин (Ленинград). Задание на разработку было выдано в декабре 1972 года.
Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен Сергей Ковалев. Сергей Ковалев был талантливым конструктором и первые лодки были заложены в 1976 году. Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трехступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку.
Первая подводная лодка этого типа ТК 208 (что означает «тяжелый крейсер») была заложена на предприятии Севмаш в июне 1976 года. Перед спуском в носовой части ниже ватерлинии на борт подлодки было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа.
Всего планировалось построить 12 лодок проекта 941 подводная лодка Акула, затем серию сократили до 10 лодок. Однако заложено было, спущено на воду и введено в строй всего 6 таких подводнаых лодок, с 1981 по 1989 год. Планировавшиеся седьмой, восьмой, девятый и десятый корабли так и не были заложены; для седьмого готовились корпусные конструкции, а остальные три лодки серии вообще остались на стадии предварительной подготовки к строительству.
Строительство «9-этажных» подводных лодок обеспечивало заказами более 1000 предприятий Советского Союза. Только на Севмаше 1219 человек, участвовавших в создании этого уникального корабля, получили правительственные награды.
Впервые о создании серии Акула заявил Леонид Брежнев на XXVI съезде КПСС. Брежнев специально назвал Акулу «Тайфуном», чтобы ввести противников по холодной войне в заблуждение.
Для обеспечения перезарядки ракетами и торпедами в 1986 году был построен дизель-электрический транспорт-ракетовоз Александр Брыкин проекта 11570 с полным водоизмещением 16 000 т, он принимал на борт до 16 БРПЛ. В 1987 году ТК-12 Симбирск осуществил длительный высокоширотный поход в Арктику с неоднократной заменой экипажей.
Каждая подводная лодка Акула имела энергетическую установку. Энергетическая установка выполнена в виде двух независимых эшелонов, расположенных в разных прочных корпусах. Реакторы оснащены системой автоматического гашения при потере электроснабжения и импульсной аппаратурой для контроля состояния реакторов. При проектировании в ТТЗ включался пункт о необходимости обеспечения безопасного радиуса, для этого были разработаны и проверены экспериментами в опытных отсеках методы расчета динамической прочности сложных узлов корпуса (крепление модулей, всплывающих камер и контейнеров, межкорпусные связи). Для постройки Акул на Севмаше был специально возведен новый цех № 55 — самый большой крытый эллинг в мире. По состоянию на 2017 год из 6 построенных кораблей 3 корабля проекта 941 утилизированы, 2 корабля выведены из состава флота и готовятся к утилизации, один модернизирован по проекту 941УМ и находится в строю.
Севмаш (Севмашпредприятие, Производственное объединение Северное машиностроительное предприятие) — советское машиностроительное предприятие оборонного комплекса, расположенное в городе Северодвинске (Архангельская область). Предприятие Севмаш строит атомные подводные корабли, дизель-электрические подводные лодки, модернизирует и ремонтирует крупные военные надводные и подводные корабли, ведет гражданское судостроение, реализует проекты по созданию морской техники и оборудования для нефтегазовой индустрии.