Пять мифов о рыночной экономике

Давайте разберем пять мифов о рыночной экономике и почему она больше не работает…

На сегодняшний день в экономической литературе существуют два основных подхода к определению рынка: марксистский подход и положение economics

Согласно марксистскому подходу рынок определяется как совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, основанных на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов

По марксизму рынок — это форма исторически определенной системы экономических отношений товарного производства, границы которой задаются существенным, глубинным противоречием: всеобщая взаимосвязь производителей — всеобщее обособление производителей

Именно в силу того, что каждый производитель обособлен, но он должен получить продукцию от другого и передать ее другому, на рынке возникает система отношений обмена. Обмен товаров становится формой системы экономических отношений товарного производства. Организация этой системы обмена товаров, ее институты, процесс этого обмена, его субъекты, сами товары, которые функционируют в рамках этой системы, — все это приобретает в марксистской концепции имя рынка

То есть согласно марксистской концепции рынок можно рассматривать как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Существует два типа хозяйственных связей:

  • натурально-вещественные, безвозмездные, в соответствии с объемом и структурой потребностей;
  • товарные, осуществляемые посредством рынка

Для товарных связей характерны взаимные соглашения обменивающихся сторон, эквивалентная возмездность и наличие конкуренции. Товарные (рыночные) связи возможны только на основе свободной купли-продажи товаров и услуг. Нарушение одного из условий, будь то административное распределение товаров и ресурсов производства, территориальные ограничения торговли, подрыв механизма конкуренции, приближает модель к первому типу хозяйственных связей

Для товарных отношений, осуществляемых посредством рынка, очень важную роль играют не только прямые (производстворынокпотребитель), но и обратные (потребительрынокпроизводство) хозяйственные связи

Согласно марксистскому подходу в определении рынка, экономические отношения и связи между продавцами и покупателями основываются на децентрализованном, безличностном характере рыночного механизма, то есть механизма колебания цен

Рынок — первая школа, где буржуазия учится национализму

Полное собрание сочинений Иосиф Сталин Марксизм и национальный вопрос — том 2

Пять мифов о рыночной экономике

В коммунистической формации труд становится непосредственно общественным, исчезает частный и абстрактный характер труда в силу общественной собственности на средства производства, на место обмена товарами (товарно-денежных отношений) выступает распределение. Поэтому товарное производство, как и само понятие товара (а следовательно, и денег, как особого товара) при коммунизме исчезает. Производство регулируется сознательно, путем учета рабочего времени во всем народном хозяйстве

Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу

Владимир Ленин

Товарный фетишизм — это овеществление производственных отношений между людьми, возникающее в условиях товарного производства, основанного на частной собственности. В результате происходит наделение товаров сверхъестественными свойствами и ошибочными представлениями. Термин товарный фетишизм был введен философом Карлом Марксом в научном труде Капитал

У нас же один только лозунг, один девиз: всякий, кто трудится, тот имеет право пользоваться благами жизни. Тунеядцы, паразиты, высасывающие кровь из трудящегося народа, должны быть лишены этих благ. И мы провозглашаем: все — рабочим, все — трудящимся!

Владимир Ленин

Рекоменндованное видео: