Ракета Аметист

Противокорабельная ракета Аметист принята на вооружение в СССР 3 июня 1968 года

П 70 Аметист — советская противокорабельная ракета подводного старта, оснащенная твердотопливным маршевым двигателем. Противокорабельная ракета Аметист является первой в мире крылатой ракетой с «мокрым» подводным стартом.

Разработка эскизного проекта противокорабельной ракеты с подводным стартом началась в филиале № 2 ОКБ 152 (бывший НИИ 642) после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 363-170 от 28 августа 1958 года «О создании скоростной подводной лодки, энергетических установок нового типа, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок». После его защиты в 1959 году вышло постановление от 1 апреля 1959 года, определившее требования к ракете, ход НИОКР по ней и список подрядчиков — помимо ОКБ 152, ими стали также КБ 2 (стартовый и маршевый двигатели), НИИ 6 (твердое топливо и обычная боевая часть), НИИ 49 (ныне Гранит-Электрон, система управления) и ЦКБ 34 (пусковые установки).

В 1959-1960 годах на судостроительном заводе № 444 построили несамоходный погружающийся стенд ПСА, имеющий одиночную пусковую установку СМ 101. С него, 24 и 26 июня 1961 года в районе Балаклавы произвели первые два бросковых пуска массо-габаритных макетов ракеты, оснащенных стартовыми двигателями. Весной 1962 года там же было осуществлено еще 6 пусков, на этот раз на изделиях были установлены маршевые двигатели и система автопилотирования.

В СССР в июне 1962 года к испытаниям подключилась дизельная подводная лодка С 72 проекта 61З, переоборудованная на заводе № 444 по проекту 613А с размещением пусковой установки СМ 103 в кормовой части. В июле с нее запустили две ракеты оснащенных автопилотом, а 16 декабря состоялся первый пуск П 70 Аметист в штатной комплектации, завершившийся неудачей. До декабря 1963 года было проведено еще 6 пусков ракеты П 70 Аметист, после чего лодка вновь стала на переоборудование по доработанному проекту 613АД.

Весной 1964 года несколько пусков было сделано с наземной пусковой установки СМ 107 на расположенном в юго-восточной части Крыма полигоне Песчаная балка, несмотря на то, что штатно стартовать Аметист мог только из-под воды.

С июля по декабрь 1964 года в СССР с С 72 было проведено еще шесть пусков, из которых четыре были полностью успешными, а один — частично. Несмотря на это, испытания показали слабую помехозащищенность ГСН Конус (при маршевой высоте в 60 метров к срыву наведения приводили даже радиоотражения от волн в свежую погоду).

С марта 1965 года по сентябрь 1966 года с С 72 осуществили еще 13 пусков, в основном завершившихся успешно. Однако после этого испытания были прерваны более чем на год из-за отсутствия штатных носителей — несмотря на то, что работы по ракетоносцу проекта 661 стартовали одновременно с Аметистом, заложили его в Северодвинске только 28 декабря 1963 года и после этого работы по нему шли с большим трудом. В результате, завершающий этап испытаний был выполнен на головной лодке проекта 670 К-43, заложенной в г. Горьком 9 мая 1964 года. В октябре — ноябре 1967 года, Северный флот СССР, с нее было произведено 10 пусков, в том числе: два одиночных, два двухракетным залпом и один четырехракетным залпом.

Официально комплекс П 70 Аметист был принят на вооружение ВМФ СССР 3 июня 1968 года. Помимо К 43, в строй вошло еще 11 его носителей в 1968-1972 годах: 1 АПЛ проекта 661 и 10 проекта 670. Закладка еще 2 подлодок проекта 661 была отменена в 1962 году, не получил воплощения и прорабатывавшийся проект 705А с 8-10 ПКР П-70. Дальнейшим развитием Аметиста стал комплекс П 120 Малахит, принятый на вооружение в 1972 году.

Устройство и состав противокорабельной ракеты Аметист. Противокорабельная ракета Аметист построена по нормальной аэродинамической схеме, имея треугольное складывающееся крыло и Т-образное хвостовое оперение. Она штатно размещалась в наклонных пусковых контейнерах СМ 97 (на проекте 661) и СМ 97А (на проекте 670). Пуск производился в подводном положении (на глубине до 30 метров) из предварительно затопленной пусковой с помощью стартового агрегата ПРД 71, представляющего собой 10 небольших твердотопливных двигателей. На 7-й секунде после преодоления толщи воды и набора высоты он автоматически отстреливался, и включался маршевый твердотопливный двигатель ПРД 72, также работающий на твердом смесевом топливе (марки ЛТС 2КМ). Основная часть полета имела продолжительность около 3 минут и проходила с дозвуковой скоростью на невиданно малой для того времени высоте в 60 метров, что обеспечивалось наличием в системе управления Тор радиовысотометра и аналоговой ЭВМ. На его завершающей части включалась головка самонаведения Конус, автоматически выбирающая наиболее приоритетную из надводных целей.

Параллельно с Аметистом согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 26 августа 1960 года разрабатывался и ее вариант для старта с надводных кораблей, получивший название П 25. Радиолокационная ГСН для нее разрабатывалась КБ 1, тепловая-НИИ 10, то есть теми же подрядчиками, что и в случае П 15.

Причинами начала этой разработки являются как недостатки принятой на вооружение ВМФ СССР в 1960 году ПКР П 15, а также невозможность использования базового Аметиста в силу его исключительно подводного старта и слишком большой массы для использования на ракетных катерах.

Конструкционно ракета представляла собой уменьшенный вариант П 70 с упрощенным стартовым агрегатом и проектной дальностью в 40 км. По судостроительной программе 1961 года предполагалось массовое строительство ракетных катеров проекта 205 с П 25, а также перевооружение уже построенных.

Летные испытания ракета П 25 изначально шли на полигоне Песчаная балка в Крыму. Первый пуск ракета П 25 с береговой пусковой установки КТ 62Б состоялся 16 октября 1962 года и завершился неудачей — в связи со сбоем в электропитании бортовой аппаратуры не включился маршевый двигатель. Последующие 3 пуска с ноября 1962 года по февраль 1963 были успешными, на них была достигнута дальность в 60 км.

В СССР весной 1963 года на судостроительном заводе № 5 в Ленинграде построили опытный ракетный катер проекта 205Э Р 113, имевшего на борту 4 пусковые установки КТ 62К. Первые пуски ракета П 25 с него прошли 28 мая и 20 июня и завершились неудачей. Всего до 21 декабря 1964 года было запущено 12 ракет, которыми цель была поражена в 3 случаях, а еще в 5 были близкие пролеты или недолеты (которые также считались попаданиями). Уже разработанные для нее радиолокационную и тепловую ГСН использовали в конструкции создававшейся тогда МКБ Радуга ПКР П 15М, принятой на вооружение ВМФ СССР в 1972 году.

Приложить руку на закупку оргтехники! Поддержать и оказать товарищескую помощь можно

QIWI кошелек +79656110138

Webmoney кошелек R321109990510

Яндекс кошелек 410016724934035

Сбербанк 4276620023242567 (получатель Сибагатуллин Ринат Араслангалеевич)

P.S. от редакции Мы из СССРЕсли вы находитесь в затруднительном финансовом положении, то настоятельно просим вас ничего не переводить! Мы не занимаемся сбором средств!

Мы готовы принять от вас товарищескую помощь в одном случае, когда желание поддержать и возможность совпадают!

официальный Telegram канал по ссылке Мы из СССР

Рекоменндованное видео: