Музыкально-драматический театр Ромэн основан в столице СССР 24 января 1931 года
Ромэн — музыкально-драматический театр, основанный Иваном и Георгием Лебедевыми. Режиссером-постановщиком первой работы театра был Моисей Гольдблат. Театр располагается в здании отеля Советский. В его репертуар входят постановки на известные литературные произведения. Авторами сценариев зачастую являются сами актеры.
Немного истории. В XVIII и XIX веках в Москве выступали хоры цыган. Дирижером первого такого объединения был Иван Соколов, одной из певиц — Степанида Степанова, известная как цыганка Стеша. Артисты исполняли цыганские и русские народные песни в собственной обработке. В конце XIX века руководителем хора Николаем Шишкиным была создана театральная труппа. Она появилась на сцене в оперетте Цыганские песни в лицах в 1886 году, вместе с основной труппой театра Аркадия. Спектакль оставался в репертуаре несколько лет. 13 апреля 1887 года в Малом театре впервые была поставлена оперетта Иоганна Штрауса Цыганский барон с участием труппы Шишкина. В следующем году состоялась премьера на цыганском языке Дети лесов в трех действиях. Представление было организованно только силами коллектива и оставалось на сцене в течение 18 лет. В 1892 году Николай Шишкин поставил новую оперетту Цыганская жизнь. В 1920-е годы по СССР гастролировали цыганские ансамбли песни и пляски.
После Великой Октябрьской социалистической революции в 1926 году вышел первый декрет об оседлости, несмотря на это, к 1930-му 90 % цыган оставались кочевниками. Некоторые из них начинали участвовать в общественной и культурной жизни с первых послереволюционных лет: в 1918 году в РККА появились цыганские ансамбли. В период проведения новой экономической политики возникла «цыганщина», которая не имела отношения к реальной культуре народа и проявлялась в некачественном подражании цыганским мелодиям и манере их исполнения.
В январе 1923 года в цыганском хоре под управлением дирижера Егора Полякова появилась комсомольская ячейка. В ней состояли пять человек: Дмитрий Михайлов, Георгий Лебедев, Сергей Поляков, Иван Ром-Лебедев, Константин Леонтьев. Они организовали красный уголок в районе Петровского парка. Активисты вели пропаганду о необходимости перехода на оседлый образ жизни, а также стояли у истоков появления цыганского театра. Официально идея о его создании была опубликована в 1930 году в цыганском журнале Новый путь. Сформулировали ее Георгий и Иван Лебедевы, затем поделились с Моисеем Гольдблатом.
В октябре 1930 года группа обратилась с предложением о создании профессионального театра цыган к первому наркому просвещения Анатолию Луначарскому. Он поддержал идею и пообещал оказать необходимую помощь. 4 ноября 1930 года на заседании актива по национальному искусству при Наркомпросе РСФСР было принято постановление о создании в Москве «музыкально-драматического индо-ромского театра-студии». По этому поводу в Большом театре был проведен концерт. 25 декабря того же года начались приемные экзамены в студию цыганского театра в помещении Театра сатиры. Приемная комиссия выбирала молодежь, которая исполняла номера без «налета эстрадности, штампов и мелодраматического надрыва». В итоге в труппу было принято более 20 человек.
24 января 1931 года в помещении Центриздата на улице 25 Октября состоялось открытие Индо-ромэнского театра-студии при Главискусстве Наркомпроса РСФСР. Также была создана специальная совпартшкола для обучения актеров грамоте, актерскому мастерству, вокалу и игре на музыкальных инструментах. Необходимо было нарабатывать собственный репертуар. Также требовалось поднять дисциплину и отказаться от привычек, приобретенных актерами во время жизни в таборах.
В мае 1931 года было показано первое представление в двух частях: первая часть Вчера и сегодня звучала в переводе на цыганском языке, вторая представляла собой инсценированные песни и пляски под общим названием Этнографический показ. Представление напоминало выступления агитбригад: были показаны концертные номера и проведено политобозрение современных проблем быта цыган, их прошлого и будущего. Актеры призывали зрителей к трудовой оседлой жизни. Представление получило в прессе положительные отзывы. Режиссером-постановщиком спектакля был Моисей Гольдблат, художником — Александр Тышлер, композитором — Семен Бугачевский, который заложил основу музыкальной культуры театра и в течение 37 лет руководил его музыкальной частью.
6 декабря 1931 года театр Ромэн получил статус профессионального театра. Вскоре был показан трехактный музыкально-драматический спектакль по пьесе цыганского писателя Александра Германо Жизнь на колесах о сложном переходе цыган к оседлой жизни.
После премьеры студию переименовали в цыганский театр Ромэн, первым директором которого стал Георгий Лебедев, а художественным руководителем — Моисей Гольдблат. Актеры часто выезжали на гастроли по стране и проводили разъяснительную работу среди цыган. Со временем театр начал выходить за рамки узконациональной тематики и говорил об общих проблемах зрителей. По этой причине в репертуаре начали появляться постановки на русском языке. Поначалу аудитории объясняли, что будет происходить на сцене, затем показывали пьесы на двух языках или оставляли отдельные реплики и песни на цыганском языке.
13 сентября 1937 года художественным руководителем театра был назначен Михаил Яншин, который был женат на приме Надежде Киселевой, выступавшей под псевдонимом Ляля Черная. В годы его руководства Ромэн обрел мхатовскую драматическую школу и начал ставить спектакли по пьесам русских и зарубежных классиков: Грушенька по Николаю Лескову, Макар Чудра Максима Горького, Олеся по Александру Куприну, Кармен по Просперу Мериме и другие. С 1940 года спектакли стали идти полностью на русском языке.
В июне 1941 года цыганский театр Ромэн был на гастролях в Свердловске, и с началом Великой Отечественной войны переключился на обслуживание мобилизационных пунктов, частей Красной Армии, госпиталей, прифронтовой зоны. Актеры выступали перед новобранцами. Позднее концертные группы театра выступали на фронте, в бронепоездах, на военных кораблях, в воинских эшелонах, на открытых площадках перед тысячными аудиториями и перед небольшими группами солдат в минуты затишья. В 1943 году советский театр Ромэн побывал на Дальнем Востоке со спектаклями для моряков Тихоокеанского флота. Во время войны театр показал около 1200 спектаклей и провел 700 шефских концертов. На средства труппы был построен тяжелый бомбардировщик Ромэновец. После ухода Михаила Яншина в 1942 году советский театр Ромэн возглавил профессор Московской консерватории имени Чайковского Петр Саратовский.
С 1957-го театром руководил режиссер Семен Баркан. Он создал молодежную студию, привлек новых актеров, поставил несколько спектаклей. С объединением сотрудничал режиссер Анхель Гутьеррес, сценографией его спектаклей занимался испанский художник и скульптор Альберто Санчес.
С 1963 по 1965 годы театром руководил Михаил Сидоркин, затем к руководству вернулся Семен Баркан. В 1969-м Ромэн переехал на Ленинградский проспект, в здание отеля Советский: в XIX веке на месте отеля располагался ресторан Яръ, который был центром цыганской культуры в Москве. 26 июня 1976 года состоялась премьера спектакля Мы — цыгане, авторами которого были Иван Ром-Лебедев и Николай Сличенко, который в 1977 году стал главным режиссером, а затем и художественным руководителем театра. Через год при Московском музыкальном училище Гнесиных была создана цыганская студия. Театр Ромэн гастролировал по Японии, Франции, Австрии, Турции, Индии, Югославии и другим странам. В 1981 году цыганский театр Ромэн получил Орден Дружбы народов
Наша Родина СССР