Советский пассажирский самолет Ан 10 в СССР начали эксплуатировать 22 июля 1959 года
Советский среднемагистральный пассажирский самолет Ан 10 Украина создан под непосредственным руководством Олега Антонова. Первый полет опытный самолет Ан 10, получивший собственное имя Украина, совершил 7 марта 1957 года с аэродрома Киевского авиазавода в Святошино. Посадку самолет произвел на военном аэродроме в Борисполе. В июле 1957 года в аэропорту Внуково состоялась демонстрация самолета советскому руководству. К концу года был выпущен первый серийный экземпляр Ан 10. По итогам государственных испытаний, завершившихся в июне 1959 года, машину допустили к перевозке пассажиров.
27 апреля 1959 года самолет Ан 10 выполнил свой первый технический рейс, а ровно через месяц состоялся рекламный полет по маршруту Киев – Москва – Тбилиси – Адлер – Харьков — Киев. 22 июля 1959 года началась эксплуатация самолёта на трассе Москва — Симферополь. Согласно расчетам, Ан 10 в те годы был в числе самых рентабельных самолетов: стоимость перевозки одного пассажира была значительно ниже, чем на Ту 104А, главным образом, из-за большей пассажировместимости.
Ан 10 производился с 1957 по 1960 годы на авиазаводе № 64 в Воронеже. Всего там выпущено 108 самолетов: в 1957 году — 1, в 1958 году — 20, в 1959 году — 46 и в 1960 году — 41 (первые 16 серий — по 3 машины; последующие 10 — по 6). Конструкция фюзеляжа почти полностью совпадает с конструкцией фюзеляжа Ан 12. Главное отличие — задняя часть самолета выполнена как часть салона для перевозки пассажиров. В средней части фюзеляжа вместо грузовой кабины Ан 12 находится пассажирский салон, передняя часть самолета с кабиной экипажа практически полностью идентична передней части Ан 12. Кабина экипажа герметична и отделена от герметичного пассажирского салона гермопереборкой (в связи с унификацией производства Ан 10 и Ан 12, который имел негерметичную грузовую кабину). Конструкция Ан 10 позволяла при необходимости (например, в случае войны) сравнительно легко превратить его в грузовой самолёт, практически полностью аналогичный Ан 12 путем простой замены хвостовой части фюзеляжа (вместе с горизонтальным и вертикальным оперением). Для проверки реальности этой концепции один экземпляр Ан 10 успешно переоборудовали в грузовой самолет.
В период 1959-1961 годы машины вошли и в состав подразделений, базирующихся в Минске, Кишиневе, Сыктывкаре, Куйбышеве, Ростове-на-Дону, Иркутске и Хабаровске. Обучение и переучивание экипажей обеспечивала Школа Высшей летной подготовки. Первые годы эксплуатации Ан 10 были омрачены рядом катастроф, главной (или даже единственной) причиной которых был сам самолет. После доработок, проведенных КБ Антонова и авиазаводом, самолет наконец-то начал демонстрировать свои лучшие стороны — нетребовательность к аэродромам (зачастую использовал грунтовые ВПП), просторный пассажирский салон, сравнительно высокую экономичность.
В ВВС СССР несколько Ан 10 продолжали эксплуатироваться до начала 1980-х годов. К 1971 году самолеты Ан 10 перевезли свыше 35 млн пассажиров и 1,2 млн тонн грузов. Тем самым они вышли на первое место в СССР по пассажирообороту. Опыт разработки и эксплуатации Ан10 сыграл важную роль в судьбе его «брата-близнеца» — транспортного самолета Ан 12.