Летные испытания советского самолета У 2 начались 7 января 1928 года
У 2 или По 2 — советский многоцелевой биплан, созданный под руководством Николая Поликарпова в 1927 году. Самолет — один из самых массовых самолетов в мире. Самолет У 2 имел разговорное название кукурузник, так как еще до войны активно использовался в сельском хозяйстве для обработки посевов удобрениями и пестицидами.
Николай Поликарпов непосредственно занялся разработкой учебных самолетов в 1923 года. В конце 1927 года авиаконструктор Николай Поликарпов закончил работы над созданием учебного самолета У 2 — многоцелевого биплана, впоследствии одного из самых массовых самолетов в мире.
Испытания показали великолепные летные качества У 2. Уже 29 марта 1928 года НТК ВВС постановил построить опытную серию У 2 из 6 экземпляров на заводе № 25 для опытной эксплуатации в летных школах. К 29 октября 1929 года этот завод построил 25 У 2, из которых сдал заказчику 19 машин. Осенью 1928 года У 2 и несколько других советских самолетов экспонировались на 3-й международной авиационной выставке в Берлине.
К концу 1928 года испытания опытной серии были закончены, после чего на ленинградском заводе № 23 началось развертывание серийного производства. Два первых У 2 были выпущены заводом в мае 1929 года. С мая по сентябрь 1929 было построено 19 У 2. В дальнейшем производство развивалось очень быстро. Например, только за 1933 год 23-й завод выпустил 1508 машин. Серийные самолеты отличались от второго экземпляра, в основном, измененным капотом. Почта СССР в 1978 году выпустила почтовую марку с изображением самолета У 2 (самолет По 2).
Самолет У 2 имел широкий спектр применения в сельском хозяйстве, связи и других областях. Существовали штабные, санитарные, предназначенные для аэрофотосъемки, пассажирские, поплавковые и многие другие модификации. В 1932 году был разработан учебно-боевой вариант У 2 (У-2ВС), который мог брать с собой шесть 8-килограммовых бомб на держателях, а в задней кабине машины располагалась стрелковая точка с пулеметом ПВ-1.
В 1930-х годах кукурузник производили и ремонтировали ленинградские заводы № 23 и № 47. В связи с освоением новых типов самолетов заводом № 23, производство У-2 было передано на новый ленинградский авиационный завод № 387, который стал выпускать У-2 с апреля 1941 года.
С началом Великой Отечественной войны имевшиеся стандартные варианты У 2 стали переделывать в легкие ночные бомбардировщики. Доработка проводилась как в ОКБ Поликарпова, так и на серийных заводах и в действующей армии силами инженерно-технического состава строевых частей и авиаремонтных мастерских. Вследствие этого конструкция боевого У 2 имела большое количество различных вариантов. Бомбовая нагрузка варьировалась от 100 до 350 кг.
Также в годы Великой Отечественной войны У 2 и его модификации производились на заводах: № 464 (Долгопрудный), № 471 (Шумерля), № 494 (Козловка). В столице СССР на авиазаводе № 51 строились модифицированные самолеты У 2: на поплавках, и также специальные — для ведения радиопередач с воздуха.
Летные качества У 2 в зависимости от того, для каких целей применялся самолет, и какие изменения вносились в его оборудование, варьировались, но во всех случаях самолет оставался надежным, легким и послушным в управлении: для улучшения пилотажных характеристик на самолете применен увеличенный руль направления. У-2 мог совершать взлет и посадку на самых малых аэродромах и даже на неподготовленных площадках.
После смерти Николая Поликарпова в 1944 году самолет в честь его создателя переименовали в самолет По 2. Самолет У 2 строился серийно до 1953 года, было построено 33 000 машин.