Семен Алексеев — Герой Социалистического Труда

Герой Социалистического Труда Семен Алексеев родился 24 декабря 1909 года

Семен Михайлович Алексеев — авиаконструктор СССР. Герой Социалистического Труда.

Во время Великой Отечественной войны Семен Алексеев принимал участие в создании истребителей, впоследствии занимался также системами спасения и жизнеобеспечения экипажей самолетов и космических объектов.

Его родители умерли, когда он был в раннем возрасте. Сначала он оказался в детском доме, но потом был усыновлен рабочей семьей Алексеевых, дальних родственников.

В Москве он окончил 7-летнюю школу и начал трудиться в 1926 году на фабрике «Пролетарский труд».

В начале 1930-х годов Семен Алексеев окончил вечернее отделение Московского авиационного института (при ЦАГИ), параллельно обучаясь на конструкторских курсах и работая в ОКБ Андрея Туполева и Сергея Ильюшина. В этот период он принимает участие в разработке герметичной кабины стратостата «СССР-1» и первого в Советском Союзе стратосферного самолета БОК-1.

Семен Алексеев трудился в КБ Владимира Чижевского (с 1933 года), КБ-301 под руководством Владимира Горбунова (1939-1940), КБ-21 под руководством Семена Лавочкина (с 1941), начальником ОКБ № 21 (1945-1948), начальником ОКБ № 1 опытного авиазавода № 1 (1948-1950).

Ла-5
В Великую Отечественную Семен Алексеев поднялся до первого заместителя легендарного авиаконструктора Семена Алексеевича Лавочкина и фактически стал одним из создателей знаменитого фронтового истребителя Ла-5.

C одобрения Лавочкина Алексеев возглавил работу по переоборудованию серийного самолета ЛаГГ-3 новым, мощным двигателем Аркадия Швецова М-82. Это и решило судьбу новой машины Ла-5, с поступлением которой на фронты было завоевано превосходство над вражеской авиацией.

Начало сотрудничества с Королевым
Пытаясь добиться дальнейшего совершенствования летных характеристик истребителя Ла-7, Семен Алексеев собирается к установке на него разгонного реактивного двигателя. В процессе этого он добивается встречи с разработчиками реактивных ускорителей и знакомится в «шарашке» при авиационном заводе в Казани с Сергеем Павловичем Королевым и его товарищами по работе. С Наумом Львовичем Уманским в дальнейшем Алексеев много и плодотворно сотрудничал.

ОКБ-21
В 1946 году, после возвращения ОКБ Семена Лавочкина из эвакуации в Москву, Семен Михайлович с санкции Верховного Главнокомандующего назначен в Горький на должность Главного конструктора ОКБ огромного серийного завода № 21, выпускавшего самолеты Лавочкина.

Здесь Алексеев, уже как Главный конструктор, берется разрабатывать целую серию реактивных самолетов-истребителей, начатую И-211. Далее последовали его модификации: И-212, И-215 и И-217. В этой серии опробуются и внедряются принципиально новые для отечественной авиации инженерные решения. Два реактивных двигателя, шасси велосипедного типа и другие.

Под управлением летчиков-испытателей Сергея Анохина, Марка Галлая и других самолеты серии показали высокие летные качества.

Но принятие их в серийное производство было остановлено из-за замечания Сталина о возможности возникновения проблем с производством двигателей для двухмоторных машин. Таким образом, трудности послевоенных лет помешали этим интереснейшим разработкам. В современную же эпоху именно двухдвигательная схема стала нормой для машин этого класса.

Среди решений, рассматривавшийся с участием Алексеева, были и экзотические разработки. Такова, например, была кабина самолета с лежачим положением летчика — ничком. Это позволяло уйти от рокового для многих авиаторов совпадения вектора «инерционных сил» с направлением основных, магистральных кровеносных сосудов, что приводило к лучшей переносимости пилотажных перегрузок, даже без применения каких-либо, ныне столь обычных противоперегрузочных костюмов.

Направление работ по исследованию переносимости перегрузок и поиск оптимальных поз летчика и космонавта было одним из ведущих и успешных в физиологической лаборатории ускорений, по сути, созданной Алексеевым.

Результаты этих исследований легли в основу обеспечения безопасности на кораблях «Восток», «Восход» и «Союз», особенно в случае возникновения наиболее тяжелых по перегрузкам аварийных ситуаций — таких, как отказ в работе последней ступени и возвращение спускаемого аппарата по баллистической траектории.

С середины 1948 года Семен Алексеев трудился начальником ОКБ-1 государственного опытного авиазавода № 1 НКАП в поселке Иваньково (Дубна) Московской области (ныне ОАО «Дубненский машиностроительный завод имени Николая Федорова») по проектированию и доводке реактивных самолетов, созданных германскими конструкторами. Самолеты, сконструированные в ОКБ, перестали соответствовать тактико-техническим требованиям, и тему закрыли.

В 1950 году произошла репатриация немецких специалистов, работавших в советских КБ, и было расформировано ОКБ, в котором работал Алексеев. Его переводят в ЛИИ имени Михаила Громова.

Здесь основной его деятельностью стало производство самолетов-лабораторий, систем заправки самолетов топливом в полете и противоперегрузочных средств.

На этом этапе развития авиационной техники возникает совершенно новая и сложнейшая проблема. Летные характеристики самолетов стали предъявлять неосуществимые требования к возможностям пилота по управлению машиной, а также сделали чрезвычайно сложным обеспечение безопасности летчика в аварийных ситуациях и при боевом поражении самолета. Иными словами, человек стал тем «слабым звеном» в пилотируемом полете, которое стало ограничивать возможности боевых систем.

Так как решение этих проблем находится на стыке разнообразных областей знания, руководством страны в начале 1950-х годов было принято решение создать специализированное ОКБ в системе авиационной промышленности.

В октябре 1952 года приказом министра авиационной промышленности Михаила Хруничева было объявлено о создании Завода № 918, впоследствии получившего название «НПП Звезда», и Алексеев был назначен его руководителем.

В 1952-1964 годы — главный конструктор завода «Звезда».

Награды Семене Алексеева:

Герой Социалистического Труда (1961);
Награжден орденом Ленина, дважды — орденом Трудового Красного Знамени и орденом Красной Звезды.

Семен Михайлович Алексеев умер 4 февраля 1993 года.

Труд — Валерий Брюсов

В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «Труд»!

Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повел к просекам,
Начиная круг труда.

Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.

Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный, —
Все — наследие трудов!

Все искусства, знанья, книги —
Воплощенные труды!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.

И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в трудах:
Только труженикам — слава,
Только им — венок в веках!

Но когда заря смеется,
Встретив позднюю звезду, —
Что за радость в душу льется
Всех, кто бодро встал к труду!

И, окончив день, усталый,
Каждый щедро награжден,
Если труд, хоть скромный, малый,
Был с успехом завершен!

Герой Социалистического Труда — высшее звание в СССР с 1938 по 1991 год, высшая степень отличия за труд

Звание Героя Социалистического Труда и Положение о звании учреждены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 года «Об установлении высшей степени отличия — звания Героя Социалистического Труда». Ранее существовало звание Герой Труда

Текст Положения гласил: «Звание Героя Социалистического Труда присваивается лицам, которые своей особо выдающейся новаторской деятельностью в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, научных открытий и технических изобретений проявили исключительные заслуги перед Советским государством, содействовали подъему народного хозяйства, науки, культуры, росту могущества и славы СССР»

Согласно Положению, Герою Социалистического Труда вручались орден Ленина и грамота Президиума Верховного Совета СССР

Орден Ленина первоначально вручался не более одного раза, только при первом награждении

если Герой Социалистического Труда является одновременно Героем Советского Союза, то на его малой Родине также сооружается бронзовый бюст, как если бы он был дважды Героем Социалистического Труда. Кроме того, Положение утвердило перечень льгот, установленных ранее

Приложить руку на закупку оргтехники! Поддержать и оказать товарищескую помощь можно

QIWI кошелек +79656110138

Webmoney кошелек R321109990510

Яндекс кошелек 410016724934035

Сбербанк 4276620023242567 (получатель Сибагатуллин Ринат Араслангалеевич)

P.S. от редакции Мы из СССРЕсли вы находитесь в затруднительном финансовом положении, то настоятельно просим вас ничего не переводить! Мы не занимаемся сбором средств!

Мы готовы принять от вас товарищескую помощь в одном случае, когда желание поддержать и возможность совпадают!

официальный Telegram канал по ссылке Мы из СССР

Рекоменндованное видео: