Герой Социалистического Труда Семен Косберг родился 14 октября 1903 года
Семен Ариевич Косберг — советский инженер, эксперт в области авиационных и ракетных двигателей, доктор технических наук (1959), Герой Социалистического Труда (1961)
Семен Косберг родился в семье кузнеца, в которой было 9 детей. С 1917 до 1919 Семен проходил обучение в коммерческом училище города Слуцка, а с 1919 до 1925 года трудился кузнецом и мастером по металлу в кузнице своего отца, чтобы помочь большой семье. В то же время, с 1922 по 1924 год, он посещал вечерние занятия и получил диплом об окончании средней школы.
Отслужив два года в Красной Армии и демобилизовавшись, Семен Косберг трудился слесарем на фабрике имени Халтурина в Ленинграде.
С 1927 по 1930 год Семен Косберг проходил обучение в Ленинградском политехническом институте имени Михаила Калинина на кораблестроительном факультете, изучая авиационную специальность, выделившуюся в 1929 году в авиационный факультет. Летом 1930 года при разделе ЛПИ на отраслевые вузы переведен вместе с факультетом в Москву во вновь образованный на его базе Московский авиационный институт, в котором в том же году защитил диплом. В 1931 году Косберг был направлен на работу в Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ), где прошел путь от инженера-конструктора до начальника научно-исследовательского отдела.
Семен Косберг занимался вопросами создания систем непосредственного впрыска топлива в головки цилиндров авиадвигателей вместо недостаточно эффективных карбюраторных систем впрыска. В 1940 году Семен Косберг назначен заместителем главного конструктора ОКБ завода № 33 Народного комиссариата авиационной промышленности (НКАП) и начальником КБ по разработке систем непосредственного впрыска на этом заводе.
С началом Великой Отечественной войны новые исследовательские и производственные мощности были созданы в Сибири. В 1941 году Косберг стал во главе проектирования и производства агрегатов непосредственного впрыска в городе Бердск около Новосибирска в качестве главного конструктора ОКБ-154 (КБ химической автоматики). В тяжелейших условиях горстка людей в три десятка человек в скором времени создала и запустила в серийное производство агрегат непосредственного впрыска НВ-ЗУ для авиационного двигателя АШ-82ФН генерального конструктора Аркадия Швецова. Применение этих двигателей заметно улучшило полетные характеристики (скороподъемность, маневренность, скорость, дальность полета), который гарантировал преимущество для советских воздушных истребителей по сравнению с лучшими немецкими машинами (Focke-Wulf-190 и Messerschmitt Bf.109).
Бесспорное преимущество системы, подтвержденное работой в полевых условиях, привело к ее применению с 1943 по 1944 годы на всех недавно созданных поршневых двигателях. Моторы АШ-82ФН с агрегатом НВ-ЗУ применялись во время Великой Отечественной войны на самолетах-истребителях Ла-5 и Ла-7 генерального конструктора Семена Лавочкина, бомбардировщиках Ту-2 и торпедоносцах Ту-2Д генерального конструктора Андрея Туполева, а после войны — на самолетах-истребителях Ла-9, Ла-11 С. Семена Лавочкина, пассажирских самолетах Ил-12 и Ил-14 генерального конструктора Сергея Ильюшина.
10 февраля 1958 года Семен Косберг познакомился с Сергеем Королевым, лидером советской космонавтики. Эта встреча отметила начало их сотрудничества.
После войны работы КБ продолжились разработкой жидкостных ракетных двигателей — ЖРД.
Двухступенчатая ракета-носитель, созданная Сергеем Королевым, успешно запустила на орбиту три первых земных спутника. Но дальнейшее увеличение массы выводимых на орбиту аппаратов для исследования космоса было невозможно без создания третьей ступени для достижения второй космической скорости. Третья ступень ракеты была создана в 1958 году в рекордное короткое время — девять месяцев. 2 января 1959 года двигатель РД0105 в составе третьей ступени дал возможность автоматической межпланетной станции «Луна-1» впервые в мире достичь второй космической скорости. При этом сам двигатель стал первым в мире двигателем, который запускался в космическом пространстве. 4 января 1959 года станция «Луна-1» пролетела на расстоянии 5-6 тысяч километров от лунной поверхности и стала первым искусственным спутником Солнца.
Двигатель РД 0105 14 сентября 1959 года применялся в составе третьей ступени для вывода в космическое пространство станции «Луна-2», которая впервые в мире достигла лунной поверхности и доставила на нее вымпел с изображением Государственного герба СССР.
4 октября 1959 года двигатель РД0105 использовался в составе третьей ступени для вывода в космическое пространство станции «Луна-3».
Использование третьей ступени позволяло увеличить массу космического корабля от 1400 до 4500 кг и достигнуть скорости, которая давала возможность полета на Луну и вокруг Луны, чтобы сфотографировать ее обратную сторону.
12 апреля 1961 года, с бесспорно важным личным вкладом Семена Косберга, в космос был запущен первый человек — советский космонавт Юрий Гагарин.
За свой вклад в возможность осуществления этих полетов Семен Косберг был удостоен степени доктора технических наук и Ленинской премии. За выдающиеся заслуги в обеспечении первого в мире полета человека в космическое пространство, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года Косбергу Семену Ариевичу присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот».
После этого успеха в КБ Семена Косберга создали и произвели новую более мощную ракету, которая позволила осуществить полет космических зондов к Марсу и Венере, и орбитальных космических кораблей с двумя и тремя людьми. Эти двигатели позволили осуществить первый выход человека в открытый космос и стыковку на орбите. Ракета-носитель «Союз» используется для доставки людей и грузов в космическое пространство, в том числе к долгосрочным космическим станциям.
Проработав в космонавтике всего 7 лет, Семен Косберг достиг очень больших успехов. Он был очень энергичным человеком, поэтому его уход ошеломил всех, кто его знал.
Награды Семена Косберга:
Герой Социалистического Труда;
Лауреат Ленинской премии;
За выдающийся личный вклад в развитие и производство авиационного оборудования Косберг был награжден орденом «Знак Почета», орденом Красной Звезды и Орденом Отечественной войны 1-й степени.
Семен Косберг умер через несколько дней после автомобильной катастрофы, в которой он получил серьезные травмы. Его не стало 3 января 1965 года. Семен Ариевич Косберг похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 6).
Труд — Валерий Брюсов
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «Труд»!
Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повел к просекам,
Начиная круг труда.
Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный, —
Все — наследие трудов!
Все искусства, знанья, книги —
Воплощенные труды!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.
И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в трудах:
Только труженикам — слава,
Только им — венок в веках!
Но когда заря смеется,
Встретив позднюю звезду, —
Что за радость в душу льется
Всех, кто бодро встал к труду!
И, окончив день, усталый,
Каждый щедро награжден,
Если труд, хоть скромный, малый,
Был с успехом завершен!
Герой Социалистического Труда — высшее звание в СССР с 1938 по 1991 год, высшая степень отличия за труд
Звание Героя Социалистического Труда и Положение о звании учреждены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 года «Об установлении высшей степени отличия — звания Героя Социалистического Труда». Ранее существовало звание Герой Труда
Текст Положения гласил: «Звание Героя Социалистического Труда присваивается лицам, которые своей особо выдающейся новаторской деятельностью в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, научных открытий и технических изобретений проявили исключительные заслуги перед Советским государством, содействовали подъему народного хозяйства, науки, культуры, росту могущества и славы СССР»
Согласно Положению, Герою Социалистического Труда вручались орден Ленина и грамота Президиума Верховного Совета СССР
Орден Ленина первоначально вручался не более одного раза, только при первом награждении
если Герой Социалистического Труда является одновременно Героем Советского Союза, то на его малой Родине также сооружается бронзовый бюст, как если бы он был дважды Героем Социалистического Труда. Кроме того, Положение утвердило перечень льгот, установленных ранее