Советское стихотворение Серп и молот Валерия Брюсова / читает Ринат Сибагатуллин
Серп и молот — символ, олицетворяющий единство рабочих и крестьян. Серп и молот является главной государственной эмблемой Советского Союза, а также Серп и молот один из основных символов коммунистического движения. Серп и молот широко используется в различных Коммунистических партиях по всему миру
Молот, начиная со средних веков, постепенно становится общей, наиболее применимой для разных видов ремесла эмблемой. Многие технические эмблемы содержат либо два перекрещенных молотка, либо вместе с молотком изображалось другое ремесленное орудие — гаечный ключ, топор, кирка и так далее
Пролетарские организации Западной Европы, начиная со второй половины XIX века, избирают молот своим классовым символом. Накануне первой русской революции молот, как символ рабочего класса, становится общепринятым понятием в рядах русского революционного движения
В русской геральдике серп до 1917 года встречался в гербах многих городов. Это было наиболее массовое общекрестьянское орудие труда, символизировавшее жатву, урожай
На гербе СССР серп изображался всегда наложенным на молот. Это означает, что молот предшествует как геральдический знак серпу, и старше его по значению в гербе. Но читается вся эмблема Серп и молот в том порядке, как ее видит зритель: вначале называется серп, а затем молот. На гербах советских республик в ряде случаев серп наложен на молот, а в ряде других — наоборот
Использование в СССР
Эмблема Серп и молот была установлена правительственным решением в конце марта — начале апреля 1918 года и утверждена V съездом Советов 10 июля 1918 года. Впервые изображена на государственной печати Совнаркома РСФСР 26 июля 1918 года. Первым предложил символ Серп и молот для оформления Замоскворецкого района Москвы к Первомайским торжествам в 1918 году художник Евгений Камзолкин. До этого использовалась эмблема Плуг и молот
Серп и молот были так называемым малым гербом СССР, применявшемся до середины 1930-х годов, в период действия конституций 1918 и 1924 года. В то время в СССР встречалось и раздельное, симметричное изображение Серпа и молота
Вместе с красной звездой Серп и молот появились на флаге СССР в 1923 году, а в 1924 символ был прописан в Конституции СССР
Серп и молот воспроизводились на печатях, официальных документах, униформе Рабоче-крестьянской Красной армии, на зданиях некоторых государственных предприятий, учреждений, организаций, транспортных средствах, денежных знаках, трибуне Верховного Совета СССР, трибунах Верховных Советов союзных и автономных республик, на зданиях Советов депутатов трудящихся, на важнейших печатных изданиях, а также на ряде орденов и медалей СССР, нагрудных знаках и так далее
Существует ряд вариантов использования герба:
На эмблемах предприятий и организаций Серп и молот часто используется в классическом виде: Серп и молот на фоне крыльев является символом «Аэрофлот»
Серп и молот — название Московского металлургического завода и расположенной рядом железнодорожной платформы на линии «Москва Курская — Петушки»
В скульптуре наиболее известна композиция Рабочий и колхозница Веры Мухиной, созданная в 1937 году. В архитектуре было создано большое количество вариаций на тему серпа и молота. Большое количество таких композиций создано в стиле сталинской архитектуры, к примеру, построенный в центре Ленинграда Куйбышевский райсовет
Серп и молот Валерий Брюсов
(читает Ринат Сибагатуллин)
Пусть гнал нас временный ущерб
В тьму, в стужу, в пораженья, в голод:
Нет, не случайно новый герб
Зажжен над миром — Серп и Молот!
Мы землю вновь вспоим трудом,
Меч вражий будет вновь расколот:
Недаром мы, блестя серпом,
Взметнули дружно мощный молот!
Но смело, мысль, в такие дни
Лети за грань, в планетный холод!
Вселенский серп, сев истин жни,
Толщь тайн дроби, вселенский молот!
Мир долго жил! Довольно лжи!
Как в осень, плод поспелый золот,
В единый сноп, серп, нас вложи,
В единый цоколь скуй нас, молот!
Но вечно светом вешних верб
Дух человека свеж и молод!
Точи для новой жатвы серп,
Храни для новой битвы молот!
Валерий Брюсов (13 декабря 1873, Москва, российская империя — 9 октября 1924, Москва, Советский Союз) — русский и советский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма
Валерий Брюсов и революция
В 1917 году поэт Валерий Брюсов выступил с защитой Максима Горького, раскритикованного буржуазной прессой за поддержку большевиков в редактируемой им газете «Новая жизнь», в сонете «Максиму Горькому в июле 1917 года»: «…И тот же шум вокруг твоих созданий / В толпе, забывшей гром рукоплесканий, / С каким она лелеяла «На дне»…»
После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года Валерий Брюсов активно участвовал в литературной и издательской жизни Москвы, работал в различных советских учреждениях. Поэт по-прежнему был верен своему стремлению быть первым в любом начатом деле. С 1917 по 1919 год он возглавлял Комитет по регистрации печати (с января 1918 года — Московское отделение Российской книжной палаты); с 1918 по 1919 год заведовал Московским библиотечным отделом при Наркомпросе; с 1919 по 1921 год был Председателем Президиума Всероссийского союза поэтов (в качестве такового руководил поэтическими вечерами московских поэтов различных групп в Политехническом музее)
В 1920 году Валерий Брюсов вступил в Коммунистическую партию большевиков стал членом РКП(б). Работал в Государственном издательстве, заведовал литературным подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе, был членом Государственного ученого совета, профессором МГУ (с 1921); с конца 1922 года — заведующий Отделом художественного образования Главпрофобра
В 1921 году Валерий Брюсов организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и до конца жизни оставался его ректором и профессором. Брюсов являлся и членом Моссовета. Принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии (был редактором отдела литературы, искусства и языкознания; первый том вышел уже после смерти Брюсова)
В 1923 году, в связи с пятидесятилетним юбилеем, Валерий Брюсов получил грамоту от Советского правительства, в которой отмечались многочисленные заслуги поэта «перед всей страной» и выражалась «благодарность рабоче—крестьянского правительства»
Советский поэт коммунист в последние годы жизни
После революции Валерий Брюсов продолжал и активную творческую деятельность. В Октябре поэт увидел знамя нового, преображенного мира, способного уничтожить буржуазно-капиталистическую культуру, «рабом» которой поэт считал себя ранее; теперь же он может «возродить жизнь». Некоторые постреволюционные стихи являются восторженными гимнами «ослепительному Октябрю»; в отдельных своих стихах он славит революцию в один голос с марксистскими поэтами (смотрим, например, стихотворения сборника «В такие дни» (1923) — в частности, «Работа», «Отклики», «Братьям-интеллигентам»)
Валерий Брюсов родоначальник «литературной Ленинианы» и первым написал стихотворение посвященное Советскому Союзу — СССР
9 октября 1924 года коммунист Валерий Брюсов скончался в своей московской квартире от крупозного воспаления легких. Советский поэт был похоронен на столичном Новодевичьем кладбище среди могил своих предков
Советская поэзия — ровесница Октября. Советская поэзия — это своеобразнейшая летопись эпохи. Советская поэзия отражает все этапы революции, социалистического и коммунистического строительства
Наша Родина СССР