
Театр имени Ленсовета под названием Новый театр открыт в СССР 19 ноября 1933 года
Ленинградский театр имени Ленсовета — драматический театр в СССР. Театр создан в городе Ленинград в 1933 году под названием Новый театр, в 1953 переименован в Ленинградский театр имени Ленсовета.
Театр имени Ленсовета был основан в 1933 году группой артистов (в их числе были Ксения Куракина, Роман Рубинштейн, Михаил Розанов, Александр Жуков, Вера Кузнецова) во главе с режиссером Исааком Кроллем, учеником Всеволода Мейерхольда. Открылся 19 ноября 1933 года в доме бывшей Голландской церкви на Невском проспекте, 20 спектаклем Бешеные деньги по пьесе Александра Островского, поставленным Кроллем, и получил название Новый театр.
До 1937 года театр возглавлял Исаак Кролль. В 1936 году пожар уничтожил помещение театра; городские власти предоставили коллективу новую сценическую площадку и с этого времени Новый театр работал в специально реконструированном театральном здании на Троицкой улице дом 13.
В 1937 году Новый театр возглавил выдающийся актер, режиссер и педагог Борис Сушкевич. Ученик Константина Станиславского. Борис Сушкевич прививал труппе Нового театра мхатовские традиции. Наиболее значительные постановки предвоенных лет — Беспокойная старость, Скупой, Перед заходом солнца, Мария Стюарт.
В октябре 1940 года Новый театр был отправлен на длительные гастроли по Дальнему Востоку, где его и застала Великая Отечественная война. Вплоть до окончания Великой Отечественной войны театр работал на Дальнем Востоке, в Сибири и на Урале; в этот период в его репертуаре были Фронт, Так и будет, Фельдмаршал Кутузов; лишь в сентябре 1945 года Новый театр возобновил свою работу в Ленинграде. Поскольку прежнее его здание пострадало от бомбежек, коллективу было предоставлено новое помещение на Владимирском проспекте, 12, в котором театр работает и по сей день.
Борис Сушкевич привел в театр новое поколение учеников, выпускников Ленинградского театрального института, в том числе Галину Короткевич. Но здоровье художественного руководителя было подорвано скитаниями военных лет; 10 июля 1946 года Бориса Сушкевича не стало. В 1947 году главным режиссером был назначен Борис Зон, в 1949 году его сменил Сергей Морщихин, покинувший театр в 1951. В 1951 году театр возглавил Николай Акимов. Его сатирические спектакли Тени и Дело стали событиями театральной жизни и этапными в истории самого театра.
В 1953 году, накануне 20-летия со дня основания, театру было присвоено новое имя — Ленинградский театр имени Ленсовета. В 1956 году Николай Акимов вернулся в Театр Комедии, а Театр имени Ленсовета вновь погрузился в кризис; главные режиссеры не работали больше двух сезонов. Наконец в ноябре 1960 года главным режиссером был назначен Игорь Владимиров.
В тот период ведущим актером театра был популярный актер Георгий Жженов, снявшийся в фильмах Чапаев, Берегись автомобиля и многих других. Основную ставку Игорь Владимиров сделал на молодых актеров. Одной из самых главных удач стал приход в труппу театра Алисы Фрейндлих, чье имя на долгие годы стало неразрывно связанным с театром и наиболее весомыми работами режиссера Владимирова.
Весь период работы в театре имени Ленсовета Игорь Владимиров уделял очень много внимания формированию труппы. Режиссер приглашал в свой театр талантливых актеров, замеченных им на других сценах, таких как Леонид Дьячков, Алексей Петренко, Ефим Каменецкий, Галина Никулина, Елена Соловей, Петр Шелохонов.
В 1970-х в театр пришли Михаил Боярский, Сергей Мигицко, Лариса Луппиан, Олег Леваков, Ирина Мазуркевич, Семен Стругачев и многие другие. Фактически это несколько поколений актеров, пришедших из других театров СССР, а также выращенных режиссером Игорем Владимировым. Много лет Владимиров вел актерскую мастерскую в ЛГИТМиКе, и его ученики органично вливались в труппу.
В конце 1980-х — начале 1990-х Игорю Владимирову и его театру не удалось избежать творческого кризиса, характерного для некоторых ленинградских театров того времени. Труппу покинули многие актёры: Галина Никулина, Михаил Боярский, Анатолий Равикович, Ирина Мазуркевич, Ефим Каменецкий, Леонид Дьячков, Елена Соловей, Пётр Шелохонов. Огромной потерей для театра стал уход Алисы Фрейндлих.
Постепенно театр вышел из кризиса. И сегодня театр остается любимым место отдыха у жителей и гостей города.