Теплоход Заря

Теплоход Заря — советское пассажирское скоростное глиссирующее речное судно — прошел испытания в СССР 19 июля 1970 года

Теплоход Заря был оснащен водометным движителем и предназначался для перевозки пассажиров и их багажа по малым рекам в светлое время суток в СССР. Вместимость — 60-86 пассажиров, экипаж — 2-3 человека. Скорость движения — 40-45 км/ч.

Разработку проектов судов выполнили в ЦНИИ имени академика Крылова (гидродинамика, движительно-рулевой комплекс), ЦТКБ Минречфлота СССР (общая разработка проекта, разработка конструкции судна), экспериментально-исследовательский завод ЛИВТа, строительство опытных образцов при участии специалистов Московского судостроительного и судоремонтного завода (разработка технологии производства).

Теплоход Заря строился по двум проектам: 946 (с 1965 по 1981 год) и Р 83 (с 1971 по 1985 год). Строил Московский судостроительный судоремонтный завод и в рамках каждого проекта имелись модификации.

Заводом выпускались суда номерные без имени собственного (Заря 1, Заря 2 и так далее). Суда проекта Р 83 имели название серии Заря Р, причем при указании номера буква Р записывалась после цифр, например Заря 207Р, Заря 317Р, Заря 343Р. Позже некоторые суда получили имена собственные.

По данным официального сайта Московского судостроительного и судоремонтного завода за годы производства было выпущено 556 единиц теплоходов типа Заря всех проектов.

За сравнительно долгий период выпуска суда каждого из проектов подвергались модернизации. Так существует четыре серии судов проекта 946 и две серии — проекта Р 83.

Серии проекта 946:
Первая серия (примерно до 1970 года) — двигатель М-50, «мокрый выхлоп», классические обводы типа «морские сани» — отсутствие продольного редана в носовой части, одноканальный воздухозаборник штампованный из алюминиевого сплава, в салоне отсутствует кассовое помещение, в задней части салона имеется багажное отделение, отсутствует леерное ограждение, в носовой части имеются откидные подножки для посадки и высадки пассажиров, КВ-радиостанция и установка радиофикации салона на электронных лампах, УКВ-радиостанция отсутствует, бортовая сеть 12 вольт.

Вторая серия (примерно 1971-1973 годы) — двигатель М-400, появился продольный редан в носовой части, двухканальный воздухозаборник, формованный из стеклопластика, изменена схема вентиляции машинного отделения, напряжение бортовой сети увеличено до 24 вольта, появилась сеть 220/380 вольт для питания нагревателей масла и воды, получающая питание от причального сооружения.

Третья серия (примерно 1973-1974 годы) — двигатель М-401, изменена схема управления им, число основных окон салона увеличено до семи, багажного отделения в салоне нет, носовые откидные подножки убраны, КВ-радиостанция и установка радиофикации салона на полупроводниках.

Четвертая серия (примерно с 1974 года по конец выпуска) — увеличен продольный редан в носовой части (переход от схемы «морские сани» к схеме тримаран, аналогичной проекту Р-83), двигатель М-401, на части судов выхлоп атмосферный (по аналогии с проектом Р-83), вновь изменена схема вентиляции машинного отделения, в салоне появилось кассовое помещение и буфет, на части судов стала применяться «купейная» компоновка салона, изменена схема вентиляции салона, появилась УКВ-радиостанция, появился генератор 220/380 вольт.

Серии проекта Р83:
Ранняя серия — оборудование в целом повторяет суда пр. 946 3 и 4 серий.

Поздняя серия — электрическое и электронное оборудование нового поколения. В установке радиофикации салона появился кассетный магнитофон, появились эхолот и радар (на части судов), появилась система кондиционирования воздуха (на части судов), появились спасательные плоты.

В СССР были в эксплуатации во всех речных пароходствах, кроме Кубанского. Работали теплоходы и вне системы пароходства: в районных управлениях малых рек Свердловской и Ленинградской областей, Коми АССР, Бурятская АССР, а также эксплуатировались на внутригородских водных маршрутах в Орле в городской черте, где уровень мелкой здесь реки Оки искусственно повышен и Ижевске на Ижевском пруду. Поставлялись в Чехословакию, Китай, Румынию, и, возможно, в другие страны. В частности, есть фотография теплохода Заря в ФРГ, под советским флагом, наряду с германским.

Приложить руку на закупку оргтехники! Поддержать и оказать товарищескую помощь можно

QIWI кошелек +79656110138

Webmoney кошелек R321109990510

Яндекс кошелек 410016724934035

Сбербанк 4276370014555375 (получатель Соломонова Елена Эдуардовна)

P.S. от редакции Мы из СССРЕсли вы находитесь в затруднительном финансовом положении, то настоятельно просим вас ничего не переводить! Мы не занимаемся сбором средств!

Мы готовы принять от вас товарищескую помощь в одном случае, когда желание поддержать и возможность совпадают!

официальный Telegram канал по ссылке Мы из СССР

Советский Союз — оплот мира и стабильности!

Конституция СССР 1977 года Статья 61
Гражданин СССР обязан беречь и укреплять социалистическую собственность. Долг гражданина СССР — бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру. Лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону

Конституция СССР 1977 года Статья 62
Гражданин СССР обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета. Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. Измена Родине — тягчайшее преступление перед народом

P.P. S. Будущее человечества это коммунизм и
будущее планеты Земля — Союз Советских Социалистических Республик

Рекоменндованное видео: