Торпедный катер Первенец

Торпедный катер Первенец был спущен на воду в СССР 14 марта 1924 года

Это был первый торпедный катер сконструированный Андреем Туполевым. 14 марта 1927 года катер, получивший символическое наименование Первенц, был доставлен по железной дороге в Севастополь, и спущен на воду Черного моря.

Андрея Николаевича Туполева многие знают в СССР прежде всего как гениального авиационного конструктора, пионера советской бомбардировочной и дальней авиации. А меж тем среди могучих транспортных лайнеров, хищных бомбардировщиков и рекордных экспериментальных самолетов Андрей Туполев сконструировал и оружие для ВМФ. Именно из КБ Туполева вышел первый торпедный катер Первенец — скоростной глиссирующий ГАНТ-1, ставший родоначальником массовой серии торпедников времен Великой Отечественной войны.

Заказ на создание первого в СССР глиссера для речных флотилий Андрей Туполев получил еще в 1920-е годы. Задача была нелегкой: создать полноценный боевой корабль силами организации никогда не занимавшейся ничем подобным. Следующим летом на реке Москве начались испытания ГАНТ-1.

Материалом для торпедного катера послужил только что начавший применяться в авиастроении легкий, но прочный дюраль (разновидность алюминия). Торпедный катер был оснащен бензиновыми моторами Райт-Тайфун мощностью по 600 лошадиных сил, катер на испытаниях развил на спокойной воде скорость в 54 узла — скорость по тем временам грандиозную даже для глиссера.

В серийном производстве катер был снабжен двумя авиационными моторами АМ-34 конструкции Микулина производства завода №24. Изменения в моторах заключались в приспособлении их к морским условиям, в частности, в снятии нагнетателей. В корабельном варианте они обозначались ГАМ-34, с соответствующей модификацией. Установка происходила на специальные баки, со смещением правого мотора вперед, а левого — назад. Мощность моторов зависела от серии, частота вращения достигала 2000 оборотов в минуту, охлаждение происходило пресной водой, в случае повреждений — забортной.

Система реверса (заднего хода) должна была создать катеру заметную свободу маневра. Расчетная дальность плавания была — 340 миль. На округлой палубе имелась невысокая рубка, похожая на кабину самолета. Водоизмещение катера составило 8,9 тонны. Экипаж состоял из трех человек (командир, боцман, моторист).

Для вращения трехлопастных гребных винтов диаметром 680 миллиметров применялись длинные гребные валы, первоначально из легированной стали, а затем — из нержавеющей.

За 10 лет было собрано более 300 торпедных катеров. В 1944 на смену «Г-5» пришли более совершенные катера «Комсомолец» и «Д-3». Во время Великой Отечественной войны торпедные катера Первенец СССР активно применялись против кораблей и конвоев врага, используя торпеды, мины, глубинные бомбы, а часть катеров была вооружена реактивными установками.

Рекоменндованное видео: