Центральная студия телевидения СССР

Первая программно-творческая телевизионная организация создана 22 марта 1951 года

Центральная студия телевидения СССР была создана Постановлением Совета Министров СССР «Об организации регулярных телевизионных передач в г. Москве». Центральная студия телевидения была создана на базе Московского телецентра на Шаболовке в составе Всесоюзного комитета по радиоинформации. Эмблемой Центральной студии телевидения долгие годы была Шуховская башня.

Вначале Центральная студия телевидения ежедневно вела телевещание на город Москва и город Ленинград, но уже через пять лет советское телевидение стало многоканальным (началось вещание по второй программе), а в конце 1950‑х годов ‑ общесоюзным, и Центральная студия сменила свое название на Центральное телевидение.

Структура Центральной студии телевидения предусматривала следующие подразделения: редакция литературно‑драматического вещания, редакция музыкального вещания, редакция детского вещания, общественно‑политическая редакция.

Публицистическое вещание за исключением спортивных репортажей на Центральной студии телевидения началось лишь после 1952 года, до 1954 года публицистические программы назывались «тематическая передача», они включались в программы от случая к случаю: открытие памятника Максиму Горькому; выступление учащихся школы фехтования; рассказ о Центральном Доме работников искусств и тому подобное.

В 1954 году в составе Центральной студии телевидения были созданы редакции (отделы) промышленных, сельскохозяйственных, научно‑популярных и спортивных передач. До 1954 года спортивные программы готовились редакцией общественно-политических передач).

В новые редакции пришли работать журналисты, которые принесли на телевидение опыт прессы и радиовещания. Поначалу у Центральной студии телевидения не было собственных дикторов, поэтому приходилось прибегать к помощи приглашенных с радио. Однако вскоре в штате студии появились первые собственные дикторы. Это были Нина Кондратова, Ольга Чепурова и Валентина Леонтьева, позже появились дикторы Анна Шилова, Игорь Кириллов, Нонна Бодрова, Владимир Балашов, Людмила Соколова, Светлана Жильцова. Также очень многое зависело и от профессионализма такого специалиста как кинооператор.

Кинооператор Вадим Абдрашитов во время съемки: «Именно оператор воплощает на экране все то, что называется изображением и является сутью кино-видео фильма. Создание атмосферы, передача актерского мастерства зрителю, реализация стиля и жанра картины — это есть работа и предмет творчества операторов. Лучшие их работы являются высочайшими достижениями киноискусства».

Первым директором Центральной студии телевидения была Шароева Валентина Николаевна.

Ежедневное вещание на Центральной студии телевидения в СССР началось только в 1955 году, а в феврале 1956 года Центральное телевидение стало двухпрограммным. Программы начинались в семь вечера и шли в среднем часа два-три.

Тогда на ТВ процветал жанр тележурнала. Показывали и кинофильмы. С 1955 года ведущей формой документального вещания стали репортажи с заводов, строек, из совхозов, колхозов и тому подобное. Стали регулярными информационные передачи о жизни СССР и событиях за рубежом, показ снятых на пленку театральных спектаклей.

Первый репортаж с предприятия был передан по телевидению в январе 1955 года. Это был прямой эфир с московской кондитерской фабрики Красный Октябрь. С тех пор событийный репортаж все чаще появлялся на телевидении. А через год-два он стал неотъемлемой частью программ Центральной студии телевидения.

К середине 1950‑х годов в СССР наметилась тенденция к росту числа телевизионных журналов, несших в себе оперативную информацию. В 1954‑1958 годах в программах Центральной студии телевидения появились телевизионные журналы Знание, Юный пионер, Искусство, Для вас, женщины, Молодость, Физкультура и спорт.

1 мая 1956 года впервые была проведена прямая трансляция парада и праздничной демонстрации на Красной площади в Москве, широко освещался по телевидению Всемирный фестиваль молодежи и студентов.

В ноябре 1956 года была создана редакция Последних известий в составе трех человек, которая первоначально занималась лишь простым повторением в дикторском чтении выпусков Последних известий радио. Выпуски эти шли по телевидению не каждый день, да еще и в неопределенное время в конце вещательного дня. К 1957 году возникающее на Центральной студии телевидения кинопроизводство позволило включать в выпуск телевизионных Последних известий по два ‑ четыре киносюжета, снятых кинооператором студии.

С июля 1957 года телевизионные Последние известия стали передавать два раза в день — в 19 часов и в конце программы; второй выпуск Последних известий повторялся на другой день в конце дневных передач (в 14-16 часов), с некоторыми добавлениями. Одиннадцать съемочных групп ежедневно выезжали на съемки. Кроме того, привлекались и внештатные авторы-операторы. Каждый сюжет длился 2-3 минуты, но нередко доходил до 4-5 минут и более.

К концу 1950‑х годов телевидение стало общесоюзным. В 1957 году был создан Госкомитет по радиовещанию и телевидению. В начале 1960‑х появились первые постановочные передачи. В 1960 годы заставкой перед началом работы I программы (Центральное телевидение) была песня Москва советская в исполнении Александра Розума.

В 1964 году впервые в СССР с помощью спутниковой связи была осуществлена трансляция Олимпийских игр из Токио. В 1965 году состоялся обмен телепрограммами между Москвой и Владивостоком, а в 1966 году — передача цветного изображения из Парижа в столицу СССР.

В 1967-1970 годах введен в действие Технический телевизионный центр Останкино. С 1967 года с Останкино начались регулярные передачи цветного телевидения Центрального телевидения СССР; в этом же году создана спутниковая система распределения телевизионных программ на сеть наземных приемных станций Орбита.

К началу 1990‑х годов две программы Центрального телевидения принимались практически на всей территории СССР (свыше 95% всего населения). К началу ХХI века методы и принципы телевещания значительно изменились. Возникло кабельное и спутниковое телевидение. Появилась возможность значительно улучшить качество передаваемого изображения при помощи новейших цифровых технологий.

Рекоменндованное видео: