Центральный дом журналиста

Открылся в Москве 3 марта 1920 года

Центральный Дом журналиста (Дом печати) — одна из старейших информационных площадок Москвы. В холле, залах и кинотеатре дома проводятся творческие встречи, образовательные и культурно-просветительские мероприятия.

В начале 1920 года нарком просвещения Анатолий Луначарский по просьбе Владимира Маяковского передал здание журналистам. 3 марта 1920 года в бывшей усадьбе Прибыловых разместился Дом печати. Маяковский с первого дня работы дома и до конца жизни являлся членом его правления.

В Доме печати выступали московские литераторы, поэты и актеры, давали концерты музыканты, в том числе победители международных конкурсов Лев Оборин и Давид Ойстрах. Так, например, 2 декабря 1921 года Валерий Брюсов представил пьесу Диктатор, в обсуждении которой участвовали знаменитые в то время московские драматурги и режиссеры. В другое время Брюсов озвучивал доклад о мистике и иррациональности в жизни и литературе. В 1921 году в доме проходила дискуссия об истоках и судьбах имажинизма, с участием представителей этого литературного течения — Сергеем Есениным, Рюриком Ивневым, Анатолием Мариенгофом и Вадимом Шершеневичем. 7 мая того же года, за три месяца до смерти, Александр Блок в последний раз читал в Доме печати стихи, а 25 сентября 1925 года там состоялось последнее выступление Есенина.

19 февраля 1922 года в Доме печати прошел первый в стране литературный аукцион. Поэты читали стихи и продавали книги, а доход шел в помощь голодающим Поволжья. На афише спектакля и аукциона указывалось, что Владимир Маяковский «по ходу действия сделает сенсационное сообщение»: на мероприятии Маяковский объявил, что никто не покинет Дом печати без его разрешения, а разрешение получат только те, кто пожертвует голодающим Поволжья.

В конце 1920-х годов для участия в организации Театра обозрений при Доме печати пригласили Рину Зеленую. Предполагалось, что театром будет руководить художественный совет: главный режиссер Виктор Типот, художник Кирилл Зданевич, композитор Матвей Блантер и интересующиеся работой театра люди, но в действительности хозяином театра являлось правление Дома печати. Среди авторов театра числились писатель Валентин Катаев, драматург Владимир Масс, писатель-сатирик Виктор Ардов, писатель-юморист Леонид Ленч.

В 1938 году Дом печати реорганизован в Дом журналиста при ЦК профсоюза работников печати. В народе официальное название быстро сократили до лаконичного Домжур. В 1941 году из здания Домжур журналисты уходили на фронт — в их честь в 1993 году рядом со зданием поставили памятник.

В послевоенные годы Домжур перестал быть культурным центром столицы, так как в Москве появились новые площадки для работников искусства, но остался своеобразным профессиональным клубом для работников печати.

Кабинет печати Домжура составлял методические указания для работников газет и журналов, для них же проводились встречи с участием директоров школ, работников Торговой палаты, министров легкой и текстильной промышленности. В Домжуре действовал двухлетний лекторий по журналистике для молодых специалистов, с производственной практикой в редакции московских газет и групповыми и индивидуальными консультациями по газетным жанрам. В лектории для фоторепортеров слушатели изучали основы фотомастерства. Согласно отчету о работе, в середине 1950-х в Доме журналиста проводились семинары по обмену опытом и консультации для редакционных коллегий, выступали ведущие журналисты советской прессы, проводились творческие собрания и встречи с издательскими работниками, а также с журналистами и деятелями искусства стран Восточной и Западной Европы, Азии, Арабского Востока, Латинской Америки и Мексики.

В Домжур действовали секции очеркистов и фельетонистов, репортеров, журналистов-международников, работников многотиражных газет, по работе с военными журналистами, с республиканскими и областными газетами, секции кино и телевидения, спортивной журналистки. Рецензенты московских газет и журналов дважды в неделю знакомились с новыми художественными и документальными фильмами, еще не выпущенными в прокат. Работали кружки английского языка, курсы стенографии, вокальный и детский театральный коллективы. Журналисты были заняты в самодеятельном сатирическом ансамбле Верстки и правки. Для детей в Доме журналиста регулярно проводились утренники, встречи с артистами и художниками, киносеансы и концерты детского театрального коллектива. Книжный фонд библиотеки Домжура в 1957 году составлял 75 тысяч экземпляров.

В 1962 году постановлением ВЦСПС Дом журналиста передали в ведение правления Союза журналистов СССР. С 1989 года здание Домжура значится как памятник истории и культуры.

Сегодня Домжур — одно из популярнейших мест Москвы. Здесь ежедневно проводятся различные пресс-конференции, устраиваются круглые столы, диспуты, творческие встречи, семинары, выставки, концерты, фестивали, презентации новых книг, творческие вечера писателей, журналистов и музыкальных коллективов.

Приложить руку на закупку оргтехники! Поддержать и оказать товарищескую помощь можно

QIWI кошелек +79656110138

Webmoney кошелек R321109990510

Яндекс кошелек 410016724934035

Сбербанк 4276620023242567 (получатель Сибагатуллин Ринат Араслангалеевич)

P.S. от редакции Мы из СССРЕсли вы находитесь в затруднительном финансовом положении, то настоятельно просим вас ничего не переводить! Мы не занимаемся сбором средств!

Мы готовы принять от вас товарищескую помощь в одном случае, когда желание поддержать и возможность совпадают!

официальный Telegram канал по ссылке Мы из СССР

Рекоменндованное видео: