Советский самолет Ту 160 совершил первый полетв СССР 18 декабря 1981 года
Ту 160 — сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1970-х годах. Бомбардировщик Ту 160 является самым крупным и самым мощным в истории военной авиации сверхзвуковым самолетом и самолетом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжелым боевым самолетом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлетную массу. На самолете Ту 160 установлено 46 мировых рекордов.
Изначально проект изначально создан в ОКБ Мясищева, затем он был передан Туполеву. Туполевцы первоначально отклонили вариант с изменяемой геометрией, поскольку вес механизмов поворота консолей крыла сводил на нет все преимущества такой схемы, и взяли за основу гражданский сверхзвуковой самолет Ту 144.
В 1972 году комиссия рассмотрела представленные на конкурс проекты ОКБ Сухого («изделие 200») и ОКБ Мясищева (М 18). Рассматривался также внеконкурсный проект ОКБ Туполева. Членам конкурсной комиссии больше всего понравился проект ОКБ Мясищева, который в большей степени отвечал заявленным требованиям ВВС. Самолет по своей универсальности мог применяться для решения разного рода задач, имел широкий диапазон скоростей и большую дальность полета. Однако, учитывая опыт ОКБ Туполева по созданию таких сложных сверхзвуковых самолетов как Ту 22М и Ту 144, разработку стратегического самолета-носителя поручили туполевцам. Все материалы для дальнейшего ведения работ решено было передать ОКБ Туполева.
Эскизный проект начал прорабатываться в 1975 году, при этом за основу была принята компоновка Ту 144 и нереализованный проект Ту 135. Получался однорежимный самолет, ТТХ которого не соответствовали требованиям заказчика. В результате в КБ вспомнили о созданном ими многорежимном Ту 22М с крылом изменяемой стреловидности, и на основе наработок по крылу Ту 22М было решено пересмотреть проект. Так начались работы по Ту 160М (позднее букву М убрали).
В 1977 году КБ Кузнецова была заказана разработка двигателей НК 32, проходивших под шифром «изделие Р». В 1980 году новый двигатель начали испытывать на летающей лаборатории Ту 142 ЛЛ (переделанный Ту-142М). В ОКБ Туполева тем временем рассматривались различные схемы размещения двигателей на самолете, а в ЦАГИ прошли продувку 14 вариантов компоновки СУ. Остановились на варианте разнесённых пар, как более оптимальном.
В конце 1977 года утвержден эскизный проект и началась постройка первых трех машин. Всего работами по Ту 160 в СССР, в той или иной форме, занималось около 800 предприятий и организаций различного профиля. Первый этап заводских и госиспытаний проводился на базе ОКБ в ЛИИ, затем испытания перенесли в НИИ ВВС в Ахтубинске, где с борта отрабатывалось практическое применение ракет Х 55. При пусках широко использовался командно-измерительный пункт, построенный на базе Ил 76.
В 1984 году самолет Ту 160 был запущен в серийное производство на Казанском авиационном заводе (КАПО). Первая серийная машина (№ 1-01) поднялась в воздух 10 октября 1984 года, вторая серийная (№ 1-02) — 16 марта 1985 года, третья (№ 2-01) — 25 декабря 1985 года, четвертая (№ 2-02) — 15 августа 1986 года. Госиспытания машины завершены в 1989 году. В 1991 году состоялся первый вылет за пределы территории СССР.