Советский самолет Ту 95 совершил первый полет в СССР 12 ноября 1952 года
Ту 95 — советский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец. Самолет Ту 95 — самый скоростной в мире самолет с турбовинтовыми двигателями. Разработан в СССР на ОКБ Туполев.
В 1951 году комиссия ВВС СССР утвердила разработанный проект ОКБ 156, в декабре того же года был одобрен и утвержден макет самолета. На авиационном заводе № 156 было начато строительство двух прототипов самолета «95».
Первый прототип самолета под шифром «95-1» предполагал установку четырех турбовинтовых силовых агрегата 2ТВ-2Ф разработки ОКБ 276. Каждый такой агрегат представлял собой спарку из двух турбовинтовых двигателей ТВ 2, работающих через планетарный редуктор на общий воздушный винт. В связи с огромной мощностью силового агрегата, передаваемой на воздушный винт, была принята концепция соосного ВВ противоположного вращения, в противном случае диаметр винта превышал бы 7 метров, что было недопустимо по компоновочным соображениям.
Двигатели 2ТВ-2Ф предполагались в качестве временной меры, ввиду неопределенности сроков готовности будущего двигателя ТВ-12. В компоновке фюзеляжа самолета «95» были, в основном, выбраны апробированные решения, заготовки и агрегаты самолета «85», но уже с новым стреловидным крылом большого удлинения.
Для доводки двигателей самолета «95» в ОКБ 156 был передан серийный самолет Ту 4, переоборудованный в летающую лабораторию. К середине 1952 года Ту 4ЛЛ (заказ 175ЛЛ) был готов. На нем для необходимых доводочных испытаний вместо штатного третьего двигателя АШ-73ТК был установлен двигатель 2ТВ-2Ф, а затем на этой же летающей лаборатории доводился двигатель ТВ-12 для второго варианта самолета.
Рабочие чертежи самолета «95» начали готовить в сентябре 1951 года, через год они были полностью готовы. С августа по конец ноября 1951 года в макетном цехе завода строился деревянный макет самолета.
Для координации работ в ОКБ, работ смежников, решения проблем с заказчиком по самолету «95», Андрей Туполев назначает руководителем работ по теме Николая Базенкова, в дальнейшем Главного конструктора по самолетам семейства Ту 95.
В октябре 1951 года на опытном заводе началась постройка самолета «95-1» с двигателями 2ТФВ-2Ф (заказ 180-1), одновременно был заложен второй экземпляр планера для статических испытаний. К осени 1952 года первый опытный самолет был, в основном, закончен и в расстыкованном виде перевезен на аэродром в город Жуковский на летно-испытательную и доводочную базу ОКБ Туполев для окончательной сборки и подготовки к летным испытаниям. Там самолет был окончательно собран и 20 сентября 1952 года передан на заводские испытания.
Самолет Ту 95 в СССР совершил первый полет 12 ноября 1952 года, командир корабля испытатель — летчик Алексей Перелет. До конца года было выполнено три полета, после нового года испытания самолета и многочисленные доработки были продолжены.
Всего в СССР было построено 30 серийных самолетов Ту 95 с 1954 по 1957 года. Также были и другие модификации Ту 95. Общее количество разработанных вариантов самолета «95», включая серийные модификации, опытные образцы, летающие лаборатории и неосуществленные проекты, приблизилось к пятидесяти, а общее количество выпущенных машин — к 500 единиц.
На базе модификаций Ту 95 были созданы летающие лаборатории различного назначения, пассажирский межконтинентальный лайнер – Ту 114 и его проектный транспортный вариант. Прямым развитием проекта «95» на более высоком авиационно-техническом уровне явился вариант самолета ПЛО, который в серии образовал модификационный ряд самолетов семейства Ту 142 различного боевого назначения.