Есть ли причины для реабилитации тех, кто вступил в Туркестанский легион и воевал против СССР?
Туркестанский легион (немецкое Turkistanische Legion) — один из «восточных легионов» (национальных вооруженных формирований) Вермахта, созданный из представителей тюркских нации и республик Средней Азии (узбеки, туркмены, казахи, киргизы, каракалпаки, уйгуры и так далее), который принимал участие во Второй мировой войне на стороне нацистской Германии
Общие принципы политики нацистов в отношении СССР и населяющих его народов были определены в 1920-е — 1930-е годы — СССР рассматривали в качестве пространства для немецкой колонизации («Ostraum»). После прихода нацистов к власти в 1933 году разработка «восточной политики» стала составной частью государственной политики Третьего рейха, в связи с подготовкой к войне в 1930-е годы в Германии были созданы научные центры, занимавшиеся изучением межнациональных отношений в СССР и национальной политики правительства СССР
Еще до начала войны против СССР 30 марта 1941 года на собрании руководителей трех видов вооруженных сил Гитлер дал определение характеру будущей войны и потребовал от руководства вооруженных сил отказаться от соблюдения общепринятых правил ведения войны
Сотрудничество с тюркскими народами (которые, с точки зрения «расовой теории» Третьего рейха, относились к «неарийским» народам и рассматривались как неполноценные «недочеловеки») немцы изначально не предусматривали. В то же время, немецкие спецслужбы и некоторые представители военно-политического руководства считали полезным использовать в своих интересах имеющиеся межнациональные противоречия с целью противопоставить друг другу и разобщить народы СССР, а также привлекать к сотрудничеству отдельных представителей этих народов и использовать потенциал антисоветски настроенных категорий населения
В отношении Туркестана, который вошел в состав Российской империи во второй половине XIX века, ими являлись сторонники самостоятельной государственности Туркестана, представители исламского духовенства, участники гражданской войны и басмаческого движения
Согласно установкам специальной директивы по вопросам пропаганды, немецким войскам предписывалось всячески подчеркивать, что противником Германии являются не народы Советского Союза. Более того, что германские вооруженные силы пришли в страну не как враги, а напротив, как «освободители», стремящиеся «избавить людей от советской тирании»
На территории среднеазиатских республик СССР планировалось создание рейхскомиссариата Туркестан (хотя в пропагандистских целях военнослужащим Туркестанского легиона обещали создание Большого Туркестана — государства под протекторатом Германии, которое должно было включать, помимо Средней Азии и Казахстана, еще и Башкирию, Поволжье, Азербайджан, Северный Кавказ и Синьцзян)
Туркестанский легион имел статус «иностранных добровольцев вермахта» (Freiwillige), немецкий командный и кадровый состав являлся военнослужащими немецкой армии. Туркестанский легион пополнялся военнопленные Красной Армии, а также эмигрантами из Российской империи осевшими в европейских странах и в Турции, в том числе их потомками
В последнее время деятели антисоветской пропаганды пытаются разворошить печальные страницы истории Великой Отечественной войны, когда немецкие захватчики формировали части своей армии из военнопленных, готовых воевать на стороне Германии. Одним из таких формирований был Туркестанский легион, состоявший из представителей мусульманских народов Средней Азии. Правда ли, что «туркестанцы» воевали лишь на Западном фронте? Есть ли причины для реабилитации тех, кто вступил в Туркестанский легион и воевал против СССР?
Туркестанский легион / Реабилитация?
Конституция СССР 1936 года Статья 133
Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. Измена Родине: нарушение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж — караются по всей строгости закона, как самое тяжкое злодеяние
Каждый советский человек должен твердо знать и глубоко осознавать, что измена Родине — это самое тяжкое преступление, и измена Родине во всех УК советских социалистических республик относится к особо опасным государственным преступлениям! Измена Родине является самым тяжким преступлением!
Военная Присяга Рабоче—крестьянской Красной Армии (1939-47 годов)
«Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии, принимаю Присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным бойцом, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров, комиссаров и начальников
Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество и до последнего дыхания быть преданным своему народу, своей Советской Родине и Рабоче-Крестьянскому Правительству
Я всегда готов по приказу Рабоче-Крестьянского Правительства выступить на защиту моей Родины — Союза Советских Социалистических Республик и, как воин Рабоче-Крестьянской Красной Армии, я клянусь защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами
Если же по злому умыслу я нарушу эту мою торжественную Присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение трудящихся»
Известны случаи нападений легионеров на немецких военнослужащих:
- так, в октябре 1942 года санитар 452-го туркестанского батальона Тоулетай Хасанов втайне от немцев собрал на месте боя несколько ручных гранат, а затем покинул расположение части и забросал гранатами группу немецких солдат
Известны случаи перехода легионеров на сторону советских войск:
- так, 3 октября 1942 года у села Папоротниково забросали гранатами группу немецких солдат и с оружием перешли через линию фронта в расположение Черноморской группы войск три легионера 452-го туркестанского батальона: Ибрай Тулебаев, Искандер Бергенов и Сытдык Хасанов
- за время нахождения на фронте (с сентября 1942 года по январь 1943 года), на сторону советских войск бежали 43 военнослужащих 781-го туркестанского батальона (после этого, батальон был выведен в тыл)
- 13 сентября 1943 года у деревни Купчихи (в районе Обояни) уничтожил всех 60 находившихся в расположении немецких солдат и офицеров, а затем перешел через линию фронта в расположение 74-й стрелковой дивизии РККА 781-й туркестанский батальон со всем имевшимся оружием и обозом (370 легионеров — в основном, узбеков по национальности), помимо винтовок имевший на вооружении две противотанковые пушки, шесть 50-мм ротных минометов, 7 станковых и 30 ручных пулеметов
- командир роты Туркестанского легиона Мустафаев (взятый в плен советскими войсками в начале 1945 года во время боев на одерском плацдарме) начал сотрудничать с советской военной разведкой 1-го Белорусского фронта и весной 1945 года был переброшен через линию фронта для проведения разведки в южной Германии. В результате этой операции было установлено, что немецкие разведывательные органы проводят передислокацию своих сотрудников, архивов и части агентов из числа бывших граждан СССР из восточной Германии и района Берлина в район городов Ульм и Штутгарт с целью использовать их после окончания войны
Известны случаи перехода легионеров на сторону советских и югославских партизан:
- так, весной 1943 года в районе села Забуянье к партизанам Сумского партизанского соединения Сидора Ковпака с оружием пришел взвод Туркестанского легиона из бывших советских военнопленных — казахов по национальности, которых немцы поставили для охраны железной дороги Коростень — Киев. Все они были приняты в состав отряда, и в дальнейшем участвовали в боях с нацистами искупая вину кровью
- еще несколько бежавших к партизанам бывших легионеров воевало в партизанских отрядах под командованием Бабаходжаева и Рахманова, входивших в состав партизанского соединения Андрея Грабчака, которое действовало на территории Житомирской области
- 15 мая 1944 года 28 легионеров перешли с оружием к партизанам НОАЮ, в дальнейшем они участвовали в партизанском движении на территории Югославии и Болгарии
Раб
Поднял руки он, бросив винтовку,
В смертном ужасе перед врагом.
Враг скрутил ему руки веревкой
И погнал его в тыл под бичом,
Нагрузив его груза горою,
И — зачеркнут он с этой поры.
Над его головой молодою
Палачи занесли топоры.
Словно рабским клеймом ненавистным
Он отмечен ударом бича,
И согнулось уже коромыслом
Тело, стройное, как свеча.
Разве в скрюченном этом бедняге
Сходство с воином в чем-нибудь есть?
У него ни души, ни отваги.
Он во власти хозяина весь…
Поднял руки ты перед врагами —
И закрыл себе жизненный путь,
Оказавшись навек под бичами,
И что ты ЧЕЛОВЕК — позабудь!
Только раз поднял руки ты вверх —
И навек себя в рабство ты вверг!..
Смело бейся за правое дело,
В битве жизни своей не жалей.
Быть Героем — нет выше удела!..
Быть рабом — нет позора черней!
Муса Джалиль
редакция Интернет-сайта Мы из СССР предлагает посмотреть советский фильм Моабитская тетрадь о коммунисте, татарском поэте, Герое Советского Союза Мусе Джалиле и его соратниках по подпольной антифашистской организации, действовавшей в волжско-татарском легионе Идель—Урал. Посмотреть советский художественный фильм Моабитская тетрадь можно (перед самим фильмом товарищеская беседа о Мусе Джалиле и его подвиге редакторов Интернет-сайта Мы из СССР Рината Сибагатуллина и Радика Хабибрахманова), перейдя по ссылке Моабитская тетрадь
Из речи товарища Сталина на параде Красной Армии 7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве в честь празднования Дня Великой Октябрьской социалистической революции
За полный разгром немецких захватчиков!
Смерть немецким оккупантам!
Да здравствует наша славная Родина, ее свобода, ее независимость!
Под знаменем Ленина — вперед, к Победе!
Джоомарт Боконбаев (16 мая 1910, Мазар-Сай, Ферганская область — 1 июля 1944, Киргизская ССР) — советский киргизский поэт и драматург, член Союза писателей СССР (с 1934 года)
С 1933 по 1935 год Джоомарт Боконбаев учился в Коммунистическом институте журналистики, после окончания, которого был сначала редактором молодежной газеты «Ленинчил жаш» (Ленинский возраст). В 1933 году вышел первый сборник стихотворений Джоомарта «Начало труда». В стихотворениях этого и последующих сборников поэт-коммунист рассказывал о жизни и героическом труде рабочего класса Киргизской ССР. Джоомарт Боконбаев одним из первых киргизских поэтов ввел в киргизскую литературу образы рабочих, энтузиастов промышленных строек Советской Киргизии. Большое место в творчестве Джоомарта Боконбаева занимала философская лирика и утверждение им действенного отношения советского человека к реальности и строительству нового мира для всего человечества — коммунизму
25 июня 1941 года (на третий день Великой Отечественной войны) коммунист Джоомарт Боконбаев добровольцем вступил в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии и в последствии стал редактором дивизионной газеты «За Родину, вперед!»
Сильные духом крепче стены — Джоомарт Боконбаев
Жил в древние годы, не зная невзгод
Свободный, счастливый и мирный народ.
В садах цвели розы и пел соловей,
И Родиной каждый гордился своей!..
Но злые враги развязали войну,
Угнали стада, разорили страну.
Разграбили села и город снесли
Красавиц схватили и в плен увели.
Набеги врагов истерзали народ,
В отчаянье люди устроили сход.
Решили, что надо любою ценой
Страну оградить крепостною стеной.
И стали стену день за днем возводить
С надеждой страну от врагов оградить.
Но даже еще не просохла стена,
Как горный обвал развалилась она.
Несчастные люди не знали, как быть
И чем же паденье стены объяснить.
Пытались ответ отыскать мудрецы,
Слагали свое объяснение певцы.
«Зарежьте коня» — говорили одни,
«Нет, золото надо в основу стены».
Но и самоцветы стену не спасли,
Могучие силы ее разнесли.
Измучившись люди хотели понять,
Какая причина развала опять.
И вдруг увидали, явился босой
Старик незнакомый с седой бородой.
Узнали, что лет 90 ему,
Что равного нет старику по уму.
Что он белый свет исходил, повидал
И в дальней священной земле побывал.
И старца послушать собрался народ,
Что скажет он людям, к чему подведет.
Он бороду в правую руку собрал,
Слова тяжелее свинца он сказал
«Обман не ищите в словах старика.
Стена неприступною будет века.
Когда вы, немедля поверивши мне
Живого зароете в этой стене».
И больше ни слова, рукой помахал,
Куда то шагнул и с виду пропал.
А люди стояли ошеломлены
Как быть, и что делать не знали они
Стена жаждет крови, кто к жертве готов?
Глашатае спрашивали храбрецов.
Людей обходили и ночи и дни,
Но не находили согласных они.
Никто не сказал: «Я иду, я готов!».
Угрюмо стоят как немые без слов.
Лишь юный сиротка 13 лет,
С плеча сняв овчинку, промолвил в ответ:
«Пришел я сюда, чтоб сказать об одном
Готов я, меня закапайте живьем!
И если народ от врагов я спасу,
То жизнь свою в жертву не зря принесу»
Юнец прислонился к стене крепостной,
Закапывать стали сиротку землей.
Но вдруг, чей то голос вдали зазвучал
Тревожно и горестно кто-то кричал.
Вдали замелькал силуэт — это мать!
Бежала родного сыночка спасать!
Его без отца воспитала одна,
И зеркальцем свет называла она.
«Ко мне подойди жеребеночек мой
Тебя обниму, стану рядом с тобой
Сыночка не надо живьем зарывать».
Кричала, рыдая нечастная мать.
«Не плачь моя мама, слез горьких не лей.
Будь моя мама опорой моей!
Ты в сердце любимый народ и в судьбе!
Я рад, что могу быть полезен тебе!
Скажи, моя мать, не для этого дня,
Одна ты с надеждой растила меня?
Ты мне говорила, сынок дорогой,
Стань жертвой святой за народ свой родной!»
Тогда повернувшись к народу лицом
Такие слова мать сказала с трудом
«Себя за Отчизну ты в жертву обрек,
Мое молоко оправдал ты сынок»
Прощаясь в слезах, обнимала его
В лицо целовала сынка своего.
Лопату схватила в отчаяние мать,
И сына песком начала засыпать.
«В поступке твоем человечность видна,
Сердечность, как жемчуг — чиста и ясна.
Ты честь защитила мою, сберегла,
Ты, милая мама, мне силу дала!»
Они обнялись, попрощались они,
Их смелость течение бурной реки.
Песок уже, кажется, шеи достиг,
Но тут появился тот самый старик.
«Скорей откапайте, отройте сынка
Стену крепостную не стройте пока.
Когда из народа такие сыны
Страну от врагов защищают они!
Из камня и глины стена не спасет…
Навалится враг и стена упадет.
Детей воспитайте на благо страны!
Любовью к Отечеству люди сильны!
Живите свободно, дружны и вольны,
Не надо боятся, что нету стены.
Врагам же склоненных голов не видать!
Когда есть такие, как сын и как мать!..»
Панфиловцы — военнослужащие сформированной в городах Алма-Ате Казахской ССР и Фрунзе Киргизской ССР 316-й стрелковой дивизии (впоследствии 8-я гвардейская) под командованием генерал-майора Ивана Панфилова (до этого военный комиссар Киргизской ССР), участвовавшие в 1941 году в обороне Москвы
Для чего я живу? / Что такое Родина?
два отрывка из повести Волоколамское шоссе
(читает Ринат Сибагатуллин)
Волоколамское шоссе — повесть Александра Бека, одно из центральных произведений в творчестве писателя. Повесть Волоколамское шоссе написана в 1942-1944 годах. Впервые напечатана в 1943 году под названием «Панфиловцы на первом рубеже» в журнале «Знамя». Повествует о подвиге советских солдат и офицеров из 1-го батальона 1073 сп 316-й дивизии (впоследствии 8-й гвардейской стрелковой дивизии) генерал-майора Панфилова, которые сражались и отдавали жизни в схватке с фашистскими захватчиками под Москвой на Волоколамском направлении осенью — зимой 1941 года
P.S. редакция Интернет-сайта Мы из СССР предлагает посмотреть документальную киноэпопею Великая Отечественная или Неизвестная война (The Unknown War) cоветско-американского производства, вышедшую на киноэкраны в 1978 году. Фильм The Unknown War рассказывает об участии СССР во Второй мировой войне / Все 20 фильмов по ссылке The Unknown War