Валентин Протопопов — Герой Советского Союза

Герой Советского Союза Валентин Протопопов родился 6 декабря 1939 года

Валентин Владимирович Протопопов — военный моряк-подводник СССР. Герой Советского Союза (19.02.1986). Капитан 1-го ранга (27.03.1980).

Валентин Протопопов родился 6 декабря 1939 года в совхозе Крекшино Наро-Фоминского района Московской области РСФСР СССР (ныне поселок Совхоза «Крекшино» Новомосковского административного округа Москвы Российской Федерации) в семье служащих Владимира Николаевича и Фаины Федоровны Протопоповых. Русский по национальности.

Детство Валентина не было сладким, учитывая послевоенные годы. Осенью 1941 года Наро-Фоминский район стал прифронтовой зоной, и Фаина Федоровна с маленьким сыном перебралась жить в поселок Москворечье Ленинского района Московской области. Здесь в 1957 году Валентин Протопопов окончил школу-десятилетку. С детства он любил читать книги. Особенно его интересовали книги о морских приключениях К. М. Станюковича и А. С. Новикова-Прибоя, но решающее влияние на выбор его будущей профессии оказала книга М. Э. Зингера «Подводник Гаджиев» о Герое Советского Союза М. И. Гаджиеве. По окончании школы Валентин Протопопов уехал в Ригу и поступил во 2-е Рижское высшее военно-морское училище подводного плавания.

Так в июле 1957 года началась его служба в ВМФ СССР. В Риге Валентин Протопопов проучился два года. В 1959 году в результате военной реформы Никиты Хрущева, сопровождавшейся масштабным сокращением вооруженных сил, Рижское ВВМУ ПП было расформировано, а его курсанты распределены по другим училищам. Валентин Протопопов продолжил учиться на минно-торпедном факультете Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола. В 1962 году окончил училище и в ноябре этого года лейтенант Валентин Протопопов был направлен на Северный флот, где заступил на должность командира торпедной группы подводной лодки Б-82 161-й бригады 4-й эскадры подводных лодок.

На Б-82 Валентин Протопопов осуществил свой первый поход к северной оконечности Новой Земли. По возвращении на базу лодка была поставлена на ремонт. Валентин Протопопов в это время в качестве вахтенного офицера выходил на боевые дежурства на других подводных кораблях. В феврале 1964 года его перевели на должность командира минно-торпедной части еще строившейся дизель-электрической лодки Б-103. Лодка была спущена на воду только через год и вошла в состав 69-й бригады 4-й эскадры подводных лодок Северного Флота. Служба на Б-103 стала важной вехой в карьере юноши. Здесь Валентин Протопопов стал капитан-лейтенантом, а в 1966 году был признан лучшим минером 69-й бригады подводных лодок. Став помощником командира Б-103, он приобрел большой опыт по управлению лодкой и вскоре прошел аттестационную комиссию и получил допуск к самостоятельному управлению субмаринами проекта 641.

В декабре 1967 года Валентин Протопопов был переведен на должность старшего помощника подводной лодки Б-21, только что вернувшейся из длительного боевого похода к экватору. На лодке Валентин Протопопов прослужил без малого три года, получил звание капитана 3-го ранга. В октябре 1970 года его направили на Высшие специальные офицерские классы ВМФ, по окончании которых в 1971 он был назначен командиром находившейся на ремонте подводной лодки Б-57. Успешно передав субмарину после завершения ремонтно-восстановительных работ в состав 161-й бригады 4-й эскадры подводных лодок в начале 1972 года, капитан 3-го ранга Валентин Протопопов принял под командование строившуюся для ВМС Индии подводную лодку Б-456. Валентин Протопопов осуществил ее спуск на воду, переход в Северодвинск и провел ходовые испытания. Летом 1973 года он передал лодку индийскому экипажу.

С 1974 года Валентин Протопопов — слушатель Военно-морской академии имени А. А. Гречко. По окончании учебы в 1976 году он был назначен командиром 485-го флотского экипажа. На базе учебного центра подводников экипаж прошел подготовку для дальнейшей работы на новейших атомных подводных лодках проекта 671РТМ, а после прибытия в Западную Лицу стажировался на головной лодке проекта К-524. В июле 1980 года капитан 1-го ранга Валентин Протопопов был назначен старшим по борту на подводную лодку К-517, которая уходила в дальний поход в экваториальные воды. Обогнув Африку, подводники вышли к острову Дахлак в Красном море, где осуществляли слежение за авианосцами ВМФ США «Дуайт Эйзенхауэр» и «Мидуэй». После возвращения из автономного плавания Валентин Протопопов получил назначение на должность командира атомной подводной лодки К-524.

В новой должности капитан 1-го ранга Валентин Протопопов завершил начатые еще его предшественником капитаном 1-го ранга С. И. Русаковым ходовые испытания новых комплексов навигации, боевой информационно-управляющей системы, вооружения и средств связи. Под руководством Протопопова были проведены экспериментальные торпедные стрельбы по сплошным ледяным полям с последующим всплытием в образовавшейся полынье. С 1981 по 1984 год К-524 регулярно осуществляла походы в арктические широты, включая канадский сектор, и осуществила арктическое плавание вокруг Северного полюса. К середине 80-х годов XX века атомная подводная К-524 стала одной из лучших в 6-й дивизии подводных лодок Северного флота. В 1982 году лодка была награждена вымпелом министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть». В 1983 году ей было присвоено почетное наименование «60 лет шефства ВЛКСМ», а в 1984 году вручено переходящее знамя Мурманского обкома КПСС. Экипажем лодки за этот период был накоплен огромный опыт плавания в сложной ледовой обстановке Арктики. Поэтому, когда возникла необходимость проложить новый путь в Северную Атлантику через арктические широты, выбор командования пал на К-524 и ее командира капитана 1-го ранга Протопопова.

Арктический поход подводной лодки К-524
В разгар холодной войны военно-политический блок НАТО, стремясь затруднить проникновение советских подводных лодок в Атлантический океан, создал в Северной Атлантике глубоко эшелонированные линии противолодочной обороны. Первая линия проходила от мыса Нордкап до острова Медвежий. Вторая линия — Фареро-Исландский рубеж — протянулась от берегов Гренландии до северной части Великобритании. Эти рубежи были оборудованы американской системой обнаружения подводных лодок SOSUS, здесь постоянно дежурили натовские противолодочные корабли и морская авиация. Советское командование настойчиво искало новые пути в Атлантику и все чаще обращало свой взор на Северный Ледовитый океан. Серьезными сдерживающими факторами освоения арктических вод являлись неисследованность маршрутов и крайне сложная ледовая обстановка, однако успешное проникновение подводной лодки К-255 в пролив Мак-Клур Канадского архипелага, результаты операции «Апорт», в ходе которой были выявлены существенные изъяны в противолодочной обороне НАТО, а также исследования, проведенные с борта гидрографического судна «Колгуев», внушали сдержанный оптимизм. И вот, летом 1985 года экипажу атомной субмарины К-524 под командованием капитана В. В. Протопопова была поставлена задача проложить новый путь в Северную Атлантику через Северный Ледовитый океан в обход противолодочных рубежей вероятного противника.

15 августа 1985 года многоцелевая атомная подводная лодка К-524 вышла из Западной Лицы и взяла курс к Земле Франца-Иосифа. До архипелага лодку сопровождал ледокол, но в дальнейшем экипажу предстояло преодолевать льды в одиночку. Капитан субмарины В. В. Протопопов мастерски провел подводную лодку через Британский канал, что само по себе являлось уникальной операцией: никто до Протопопова еще не пересекал мелководные воды Земли Франца-Иосифа в подводном положении. Минуя глубоководные котловины Нансена и Амундсена, К-524 вышла к северо-западному побережью Гренландии и через узкие и мелководные проливы Нэрса и Смита проникла в море Баффина. Здесь экипажу пришлось действовать с полным напряжением сил, чтобы не столкнуться с огромными айсбергами, отколовшимися от ледников Гренландии. Идти лодке приходилось по гидролокаторам, работавшим в режиме миноискания. Успешно преодолев наиболее сложный участок пути, лодка через Девисов пролив вышла в море Лабрадор, а оттуда в Атлантический океан. На выходе экипаж ждала еще одна удача: лодка оказалась на дистанции поражения американского авианосца «Америка». В условиях военного времени судно водоизмещением до 83 500 тонн с сотней самолетов на борту и экипажем в 5000 человек было бы потоплено двумя торпедами. Имитировав несколько вариантов торпедных атак на авианосец, К-524 сопроводила его до берегов Норвегии, после чего взяла курс на базу. Беспрецедентный поход, продолжавшийся 80 суток, из которых 54 дня лодка находилась подо льдами, завершился в конце октября 1985 года. При этом лодка ни разу не была засечена системами поиска и обнаружения подводных лодок вероятного противника. Поставленная перед экипажем боевая задача была успешно решена. За высокие показатели в освоении новой боевой техники и проявленные при этом мужество и героизм указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 февраля 1986 года капитану 1-го ранга Протопопову Валентину Владимировичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Поход 1985 года стал последним походом В. В. Протопопова на боевую службу. В мае 1986 года его перевели в Главный штаб ВМФ на должность старшего офицера — заместителя начальника отдела устройства службы, а в апреле 1988 года он стан начальником этого отдела. С марта 1993 года капитан 1-го ранга В. В. Протопопов в запасе.

В настоящее время Валентин Владимирович живет в Москве. Являясь членом президиума Объединенного совета организаций ветеранов-подводников Военно-морского флота и членом Совета ветеранов дивизии подводных лодок Северного флота, он ведет активную общественную деятельность, участвует в патриотическом воспитании молодежи.

Награды Валентина Протопопова:
Медаль «Золотая Звезда» (19.02.1986);
орден Ленина (19.02.1986);
орден Красного Знамени (1982);
орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени (1991);
медали.

Историческая справка:

Герой Советского Союза — высшая степень отличия СССР, которой удостаивали за совершение подвига или выдающихся заслуг во время боевых действий, а также и в мирное время

Звание Героя Советского Союза впервые установлено Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года, дополнительный знак отличия для Героя Советского Союза — медаль «Золотая Звезда» — учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года. Автор эскиза награды — архитектор Мирон Иванович Мержанов

16 апреля 1934 года постановлением ЦИК СССР было учреждено звание Герой СССР в редакции: «Установить высшую степень отличия — присвоение за личные или коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига, звания Героя Советского Союза». Никакие знаки отличия не предусматривались, выдавалась только грамота от ЦИК СССР

Орден Ленина к званию получили все одиннадцать летчиков — первых Героев Советского Союза. Практика награждений была закреплена Постановлением ЦИК в Положении о звании Героя Советского Союза 29 июля 1936 года. В этой редакции гражданам, удостоенным звания, кроме грамоты полагался также орден Ленина

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года введен особый отличительный знак для Героев Советского Союза — медаль «Герой Советского Союза». Другим Указом от 16 октября 1939 года был утвержден внешний вид медали, которая получила название «Золотая Звезда». В отличие от первоначального Положения теперь предусматривалась возможность многократного награждения «Золотой Звездой». Дважды Герою Советского Союза выдавали вторую медаль «Золотая Звезда» и ему сооружали бронзовый бюст на родине. Трижды Герою Советского Союза выдавали третью медаль «Золотая Звезда», и его бронзовый бюст должен быть установлен при Дворце Советов в Москве. Выдача орденов Ленина при награждении второй и третьей медалями не предусматривалась. О присвоении звания в четвертый раз в Указе ничего сказано не было, как и о возможном количестве награждений одного человека

От бескрайней равнины Сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий Советский народ!

Выходил он, свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную Державу,
За могучую нашу страну.

Сокрушая железо и камень,
Он врага беспощадно разил,
Над Берлином победное знамя
Знамя правды своей водрузил.

Он прошел через пламя и воду,
Он с пути не свернул своего.
Слава, слава герою-народу,
Слава Армии Красной его!

Советский характер

отрывок из фильма Адрес вашего дома

Приложить руку на закупку оргтехники! Поддержать и оказать товарищескую помощь можно

QIWI кошелек +79656110138

Webmoney кошелек R321109990510

Яндекс кошелек 410016724934035

Сбербанк 2202206161907659 (получатель Соломонова Елена Эдуардовна)

P.S. от редакции Мы из СССРЕсли вы находитесь в затруднительном финансовом положении, то настоятельно просим вас ничего не переводить! Мы не занимаемся сбором средств!

Мы готовы принять от вас товарищескую помощь в одном случае, когда желание поддержать и возможность совпадают!

официальный Telegram канал по ссылке Мы из СССР

Советский Союз — оплот мира и стабильности!

Конституция СССР 1977 года Статья 61
Гражданин СССР обязан беречь и укреплять социалистическую собственность. Долг гражданина СССР — бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру. Лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону

Конституция СССР 1977 года Статья 62
Гражданин СССР обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета. Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. Измена Родине — тягчайшее преступление перед народом

P.P. S. Будущее человечества это коммунизм и
будущее планеты Земля — Союз Советских Социалистических Республик

Рекоменндованное видео: