Валентина Осеева

Валентина Осеева — советский детский писатель — родилась 28 апреля 1902 года

Валентина Осеева родилась в Киеве. Раннее детство ее прошло в Самаре, где работали родители: отец – инженер-строитель на железной дороге, мать – корректор местной газеты. Когда семья оказалась в тяжелом положении, Осеевы вновь вернулись в Киев, где девочка поступила в гимназию.

После Великой Октябрьской социалистической революции Валентина Осеева попыталась осуществить свою мечту стать актрисой. В 1920 году она поступила на актерский факультет Института имени Лысенко в Киеве. Во время обучения в театральном институте, Валентина удачно исполняла характерные роли в маленьких сценках на сказочные сюжеты собственного сочинения. Инсценированная ею сказка о Красной Шапочке имела большой успех. Кроме того, она с увлечением руководила театральной труппой, для студенческих концертов сочиняла стихотворения и писала лирические пантомимы. Однако окончить институт ей не удалось. В 1923 году семья переехала в Москву.

Валентина Осеева предполагала продолжать обучение в театральном институте, но жизненные обстоятельства сложились иначе. На подмосковной станции Подсолнечная Ариадна Леонидовна Осеева, мать Валентины Александровны, и ее сестра Анжела работали в трудовой коммуне для беспризорных детей. Случайно приехав к ним, Валентина увлеклась этой работой. Так начался плодотворный семнадцатилетний путь Валентины Осеевой – педагога-воспитателя. Эта работа не прекращалась и в дальнейшем. Уже став детской писательницей, Валентина Александровна продолжала решать в своих художественных произведениях все те же воспитательные задачи.

Работая в трудовой коммуне, Валентина Осеева поняла, что воспитывать детей нужно не нравоучительными нотациями, а силой примера. И здесь ей на помощь пришло искусство импровизации, которым она превосходно владела. Долгими зимними вечерами Валентина Александровна рассказывала своим маленьким подопечным, собиравшимся у горящей печи, истории с продолжениями. Иногда сюжетами рассказов становились события из жизни воспитанников коммуны. Эти истории, сочиняемые тут же, на ходу, подсказывали ребятам ответы на многие волновавшие их вопросы.

В вымышленных героях дети нередко узнавали друг друга. Возможно, что именно из этих импровизаций и родились позднее те рассказы о морали, которые принесли Валентине Осеевой заслуженную известность. Ее воспитанники настояли на том, чтобы один из особенно полюбившихся им устных рассказов был записан и отправлен в редакцию. Это была история о мальчике-беспризорнике, воспитывавшемся в детском доме. Рассказ назывался Гришка, он был напечатан в 1937 году в газете За коммунистическое просвещение.

Произведением, сразу привлекшим внимание читателей и критики, стал рассказ Бабка. Его героиня – старая женщина, взвалившая на себя все заботы о семье и доме, не пользуется заслуженным уважением со стороны домочадцев. Она смирилась с этим и лишь иногда вздыхает: «Обидеть – что ударить, а приласкать – надо слова искать». И только после смерти старушки родные начинают понимать, кого потеряли. Рассказ Бабка покоряет читателей своей теплотой, лиризмом, соединенными с глубокой моралью, вытекающей из самого содержания.

Так детский писатель Валентина Осеева начала свою серию «рассказов о морали», восстанавливая в советской детской литературе дидактические традиции, зачинателями которых были Лев Толстой и Константин Ушинский. Короткие и выразительные рассказы Валентины Осеевой все чаще стали появляться на страницах детских периодических изданий: в Пионерской правде, Дружных ребятах, Мурзилке, Затейнике и Пионере, а потом их издавали отдельными сборниками.

Тепло, по-дружески, вела Валентина Александровна своего маленького читателя от рассказа к рассказу, раскрывая перед ним «что такое хорошо и что такое плохо». Детский писатель Валентина Осеева сразу нашла общий язык со своими читателями, так же как воспитательница Осеева находила общий язык с питомцами детских коммун и колоний.

С 1941 года в книги Валентины Александровны приходит военная тема. Она пишет о детях, застигнутых войной и рано повзрослевших. Так, в сборнике Будь героем, изданном в Детгизе в 1941 году и сохранившемся в фонде ИОБДЮ, среди произведений других авторов напечатан рассказ писательницы Андрейка. В нем идет разговор о мальчишке, взвалившем на свои плечи заботу о доме вместо ушедшего на фронт старшего брата. Открывается сборник стихотворением Валентины Осеевой Пионерам:
Пионер! Ты носишь галстук красный,
Ты присягу помнишь и во сне.
Ты себе представить должен ясно,
Что в тылу сейчас как на войне…

Самым известным произведением Валентины Александровны является рассказ Волшебное слово. И хотя он был написан в 1944 году, его сюжет по-прежнему актуален. Ведь умение ладить с окружающими необходимо и в наши дни. Рассказ Волшебное слово сразу захватывает внимание маленького читателя. Таинственным кажется старичок с длинной седой бородой, со старомодным зонтиком и своим «волшебным словом». Оказывается, самое обычное, мирное слово «пожалуйста» обладает волшебной силой. И написан этот рассказ самыми простыми словами, понятными всем.

Тематика детских рассказов Валентины Осеевой разнообразна. Она так же многогранна, как и сама жизнь. О чем только не рассказывает писательница своим маленьким друзьям. Чувство уважения к старшим, забота о слабых, внимание к заболевшим раскрываются во многих простых по сюжету, но впечатляющих рассказах сборников Волшебное слово, До первого дождя, Синие листья.

Детский писатель Валентина Александровна помогает своим юным читателям распознавать истинную дружбу, не ссориться из-за пустяков, не быть злопамятными. В рассказах Три товарища, Добрая хозяюшка, Плохой товарищ, Тетрадки, На катке, Кто хозяин, Навестила писательница остроумно высмеивает многие отрицательные черты в поведении детей.

В своих произведениях Валентины Осеева, как правило, не формулирует вывод, предоставляя эту возможность своему читателю. Так, в рассказе Печенье братья разделили все печенье поровну (вроде справедливо), но забыли маму и бабушку. В рассказе Навестила Муся наведалась к тяжело больной подруге, но ничем не помогла ей. В рассказе Синие листья девочка дала подружке зеленый карандаш, но с такой неохотой, что подружка отказалась его взять.

Человек, думающий только о себе, остается, в конце концов, один, а это тяжело и грустно. Ребенок должен прочувствовать эту истину, чтобы сделать следующий шаг в направлении к бескорыстному добру в отношениях с людьми. Об этом рассказы писательницы Просто старушка и Просто так.

Валентина Осеева не только прозаик, но и поэт. Ее стихи – это разнообразный мир детских чувств и впечатлений. Не все стихи одинаково удачны, но в лучших из них дети найдут живые описания природы и животных.

Стихотворения Валентины Осеевой обычно короткие, но выразительные; их форма образна, звучание музыкально и ритмично, а тональность добродушна и шутлива. На протяжении нескольких десятилетий во многих газетах и журналах для детей печатались ее веселые и звучные стихи, остроумные песенки. Стихи Валентины Александровны были опубликованы и на страницах тематических сборников. Во многих своих поэтических произведениях Валентина Александровна, отражая непосредственность детского видения жизни, одухотворяет природу и животных. Лучшим стихотворением писательницы считается стихотворение Ежинка:

В глубокой прохладной ложбинке,
Где летняя травка свежа,
Привольно живется Ежинке,
Единственной внучке Ежа.
Весь день она тихо играет,
Шуршит прошлогодним листом,
Еловые шишки бросает
И дремлет в тени под кустом.
Однажды надвинулась тучка,
Стал ветер деревья качать,
И Ежик любимую внучку
Заботливо вышел встречать.
И вдруг, запыхавшись, Зайчишка
Бежит, перепуган до слез:
– Скорее! Какой-то мальчишка
Ежинку в корзине унес!

Мелькали березы и елки,
Зеленый кустарник и рожь.
Подняв, как оружье, иголки,
Бежал, ощетинившись, Еж!
В прохладной пыли на дороге
Он след мальчугана искал.
Он по лесу бегал в тревоге
И внучку по имени звал!
Стемнело… И дождик закапал,
Живого следа не найдешь.
Упал под сосной и заплакал
Измученный дедушка Еж!
А дедова внучка сидела
За шкафом, свернувшись клубком.
Она и взглянуть не хотела
На блюдце с парным молоком!
И утром к зеленой ложбинке
Из города дети пришли,
И дедову внучку Ежинку
В корзинке назад принесли.
Пустили на мягкую травку:
– Дорогу домой ты найдешь?
– Найдtт! – закричал из канавки
Взволнованным голосом Еж.

Валентина Осеева была мастером «малых форм», но в ее литературном наследии есть и большие произведения. В 1947 году была опубликована первая повесть трилогии Васек Трубачев и его товарищи. Еще до Великой Отечественной войны задумала Валентина Александровна большую повесть о жизни советской школы. Замысел был близок к осуществлению, когда началась война, и рукопись пришлось отложить. Когда же появилась возможность к ней вернуться, жизнь дополнила ее новым материалом. Умение проникать в жизнь, отличное знание детской психологии явились крепкой основой всей конструкции ее первого большого многосюжетного произведения.

Повесть Васек Трубачев и его товарищи стала любимой книгой юных читателей. За это произведение писательница была удостоена Государственной премии. Васек Трубачев и его товарищи – трилогия, книги которой объединяются не только одними и теми же героями, но и проблемным единством, заключающимся в раскрытии души ребенка, формирования его характера. Если в первой части описываются события, в общем-то, обычные, связанные с жизнью одного класса одной из подмосковных школ в мирное, предвоенное время, то последующие книги, в особенности вторая, посвящены героическому времени Великой Отечественной войны. В борьбе советских людей с немецко-фашистскими оккупантами принимают посильное участие юные герои, мужают и закаляются их характеры.

В повести отлично выписаны образы детей, создан точный психологический портрет каждого из героев, и перед читателем возникают лица живые и запоминающиеся. Таков активный и деятельный Васек Трубачев, с его рыжеватым чубом, выбивающимся из-под тюбетейки, аккуратный и подтянутый Саша Булгаков, неуклюжий и добродушный Федя Мазин, робкий Петя Русаков, мечтательный Сева Малютин и многие другие ученики четвертого класса «Б».

Вторая книга повести называется Отряд Трубачева сражается. Великая Отечественная война застает ребят вдали от родного дома, на Украине, в колхозе «Червони Зирки», куда они поехали на экскурсию. Тяжелые испытания выпадают на их долю, они совершают немало подвигов: выполняют поручения партизанского штаба, расклеивают сводки о положении на фронтах. Ребята не одиноки, они действуют вместе с колхозными пионерами, о них бережно заботятся, ими руководят старые и опытные подпольщики: председатель колхоза Степан Ильич, партизаны-колхозники Матвеич, дед Михайла, баба Ивга и другие. Не сразу стали они героями, но в тяжелую годину войны исчез испуг первых дней, все мелкое и личное уступило место всепоглощающей любви к народу, и эти чувства укрепили их волю и повели на подвиг… В основу этой книги легли подлинные события войны и фашистской оккупации Украины.

Третья часть повести рассказывает о том, как ребята участвуют в восстановлении школы в своем родном городке. Они не только работают на стройке, ухаживают в госпитале за ранеными, но и учатся, готовясь к переходу в следующий класс.

Одно из последних произведений Валентины Александровны Осеевой, автобиографическая повесть Динка, – ее большая удача. Много лет писательница работала над ним: оттачивала каждое слово, выбрасывала целые главы, переписывала эпизоды, стремясь вместить в книгу огромный мир своего детства, эпоху первой революции, множество людей, окружающих ее.

Это – Динка, восьмилетняя героиня повести. Ее детство, как и детство писательницы, выпало на сложные послереволюционные годы. Динка росла в семье, связанной с подпольной организацией революционеров, и ее находчивость, смелость нередко выручают взрослых в трудную минуту. Острое чувство справедливости, способность сопереживать, искренняя привязанность и верная дружба девочки с сиротой Ленькой вызывают симпатию читателей к юной героине повести. Горячую, вспыльчивую, но добрую девочку просто нельзя не полюбить. Повесть оставляет светлое ощущение. Юные и взрослые герои ее необыкновенно симпатичны и надолго запоминаются читателям.

Выполняя настойчивые просьбы своих читателей, Валентина Осеева написала продолжение Динки. Последняя книга Динка прощается с детством вышла в 1969 году уже после смерти писательницы. В 1983 году все увидели Динку на экранах телевизоров в трехсерийном фильме Раннее, раннее утро.

Валентина Осеева придавала слову очень большое значение, потому что оно было главным в ее произведениях. Она понимала, как важна роль слова в человеческих взаимоотношениях: им можно окрылить, вдохновить, а можно и ранить. Произведения писательницы востребованы и сейчас, они учат ребят доброте и отзывчивости, чувству уважения к старшим, прививают им умение дружить, не ссорится из-за пустяков.

Тема творчества Валентины Осеевой возникла в плане нашей исследовательской работы совсем не случайно. Мы не просто хотели отметить юбилей замечательной детской писательницы, но и решили призвать юных читателей библиотеки познакомиться с ее произведениями. Темы их не потеряли своей актуальности: ведь в нашем жестком и торопливом, во многом поверхностном мире, так не хватает доброты, честности, мужества.

Советская литература — совокупность литературных произведений, опубликованных на территории РСФСР и других социалистических республик Советского Союза. Советская литература включала в себя, помимо русской, литературу других народов на 88 языках СССР (по данным 1987 года), хотя литература на русском языке была преобладающей. Советская литература включала в себя и старописьменные литературы (такие как армянская, которая старше русской), но многие национальные литературы создавались на языках, не имевших до революции письменности.

После 1932 года использовался более узкий по значению термин «советская литература», включавший обязательные признаки партийности, народности и социалистического реализма.

В статье «Советская литература» из «Литературного энциклопедического словаря» (1987) указываются: «ленинские принципы партийности и народности», «на основе метода социалистического реализма», «социалистическая по содержанию, многообразная по национальным формам, интернационалистская по духу», «возникновение качественно новой социальной и интернациональной общности — советского народа»

Родоначальник советской литературы Максим Горький — основоположник литературы социалистического реализма, был инициатором создания Союза советских писателей, его первым председателем.

В результате Великой Октябрьской социалистической революции 7 ноября 1917 года провозглашено первое в мире социалистическое государство — Российская Советская Республика — РСФСР. После образования в 1922 году СССР — Союза Советских Социалистических Республик РСФСР — суверенная союзная республика в составе СССР, самая крупная по площади, населению и экономической мощи. СССР занимает почти 1/6 часть обитаемой суши Земли. Согласно Конституции 1977 года, СССР провозглашается единым союзным многонациональным социалистическим государством

Союз писателей СССР — организация профессиональных писателей СССР. Союз писателей СССР создан в 1934 году на Первом съезде писателей СССР, созванном в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года. Первым председателем (1934-1936) правления Союза писателей СССР был Максим Горький

Союз писателей СССР заменил собой все существовавшие до того организации писателей: как объединенные на какой-либо идеологической или эстетической платформе, так и исполнявшие функцию писательских профсоюзов (Всероссийский союз писателей, Всероскомдрам)

Из Устава Союза писателей в редакции 1934 года (устав неоднократно редактировался и изменялся): «Союз советских писателей ставит генеральной целью создание произведений высокого художественного значения, насыщенных героической борьбой международного пролетариата, пафосом победы социализма, отражающих великую мудрость и героизм коммунистической партии. Союз советских писателей ставит своей целью создание художественных произведений, достойных великой эпохи социализма»

Согласно уставу в редакции 1971 года, Союз писателей СССР — «добровольная общественная творческая организация, объединяющая профессиональных литераторов Советского Союза, участвующих своим творчеством в борьбе за построение коммунизма, за социальный прогресс, за мир и дружбу между народами»

Уставом давалось определение социалистического реализма как основного метода советской литературы и литературной критики, следование которому было обязательным условием членства СП

Союз писателей СССР награжден орденом Ленина 20 мая 1967 года и орденом Дружбы народов 25 сентября 1984 года

Печатными органами Союза писателей СССР были Литературная газета, журналы Новый мир, Знамя, Дружба народов, Вопросы литературы, Литературное обозрение, Иностранная литература, Юность, Советская литература, Театр, Советиш геймланд, Звезда, Костер

Приложить руку на закупку оргтехники! Поддержать и оказать товарищескую помощь можно

QIWI кошелек +79656110138

Webmoney кошелек R321109990510

Яндекс кошелек 410016724934035

Сбербанк 4276620023242567 (получатель Сибагатуллин Ринат Араслангалеевич)

P.S. от редакции Мы из СССРЕсли вы находитесь в затруднительном финансовом положении, то настоятельно просим вас ничего не переводить! Мы не занимаемся сбором средств!

Мы готовы принять от вас товарищескую помощь в одном случае, когда желание поддержать и возможность совпадают!

официальный Telegram канал по ссылке Мы из СССР

Рекоменндованное видео: