Василий Качалов — Герой Социалистического Труда

Герой Социалистического Труда Василий Качалов родился 11 февраля 1875 года

Василий Иванович Качалов — советский актер, мастер художественного слова (чтец), педагог. Один из ведущих актеров Московского Художественного театра на протяжении многих лет. Народный артист СССР (1936). Лауреат Сталинской премии I степени (1943).

Про Василия Ивановича Качалова говорили, что театр не нужен, если есть один Качалов — талантливый, яркий, харизматичный, способный заворожить, заставить поверить.

Изящная пластика, неподражаемый тембр голоса и своеобразная интонация Качалова покоряли публику. Репертуар Василия Ивановича был разнообразен. Он играл царей и нищих, играл пьесы Чехова и Горького, Андреева, Ибсена и Гауптмана.

Ранние годы
Василий Шверубович (настоящая фамилия Качалова) родился в Вильне Виленской губернии Российской империи (ныне Вильнюс, Литва), в польско-белорусской шляхетской семье, сын православного священника Иоанна Шверубовича.

Василий Качалов проходил обучение в 1-й Виленской гимназии. В то же время в гимназии учились Борис Горев, Феликс Дзержинский и Константин Галковский. Уже в то время Василий Качалов приобрел репутацию декламатора и актера, принимая участие в любительских спектаклях. Одним из его коронных номеров было исполнение монолога Чацкого. Василий Качалов любил петь гимны своего дяди Хрисанфа, исполняя их с карикатурно-белорусским акцентом. Сам он только по окончании гимназии с трудом избавился от этого акцента.

В 1893 году Василий Качалов поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, где играл в драматическом студенческом кружке под руководством Владимира Давыдова. В 1896 году на студенческих каникулах играл вместе с Верой Комиссаржевской в спектакле по пьесе Германа Зудермана «Бой бабочек». Позднее Василий Качалов выступал в Вильне и Ковно на гастролях Московского художественного театра.

Театральная карьера

В 1896 году Василий Качалов — актер петербургского Театра Литературно-артистического общества.
Летом 1897 года Василий Качалов принимал участие в гастрольной поездке Василия Далматова, исполняя крупные роли, например, Борис Годунова в «Смерти Иоанна Грозного» по Алексею Толстому. В 1897-1900 годах выступал в Казани и Саратове в «Казанско-Саратовском товариществе актеров» под руководством Михаила Бородая.

В 1900 году молодого человека приняли в труппу Московского Художественного театра, где Василий Качалов дебютировал в роли Берендея в «Снегурочке» Островского. Поначалу довольствовался эпизодическими ролями, чуть позже уже дублировал Константина Станиславского в ролях Тригорина и Вершинина в пьесах Чехова «Чайка» и «Три сестры». В течение нескольких лет он стал одним из ведущих актеров театра. Уже в 1905 году в одном из писем Станиславский писал, что как актер он был вынужден уступить первенство Качалову.

Среди лучших трудов Василия Качалова дореволюционного периода были чеховские Тузенбах, Петя Трофимов и Иванов, а также Барон в пьесе Горького «На дне», Иван Карамазов и Николай Ставрогин в инсценировках романов Достоевского. Увлеченный поисками Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко, актер не раз отклонял приглашения на императорскую сцену. Как писала Инна Соловьева,

«Обладая неотразимым сценическим обаянием, чарующим голосом и всеми данными, чтобы первенствовать в традиционном амплуа героя-любовника, обладая также точным юмором и мастерством характерности, обладая — наконец — той нервной тонкостью, обостренностью интеллекта, способностью жить на сцене философской проблемой, которые делали его идеальным исполнителем ролей недавно возникшего амплуа „героя-неврастеника“, Качалов всю жизнь совершенствовал в себе нечто иное: совершенствовал свое мастерство артиста „театра живого человека“, который строили создатели МХТ».

Преподавал в драматической студии на Пречистенских рабочих курсах.

В Москве вел активную богемную жизнь «серебряного века». В рассказе Ивана Бунина «Чистый понедельник» карикатурно изображен пьяный Качалов «с бокалом в руке, бледный от хмеля, с крупным потом на лбу, на который свисал клок его белорусских волос». Сергею Есенину принадлежит известное стихотворение «Собаке Качалова», начинающееся строками: «Дай, Джим, на счастье лапу мне…». Дружил с Анатолием Мариенгофом; в его биографичных романах «Роман без вранья» и «Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги» много написано о Василии Качалове и его семье, окружении. Дружба с Марией Андреевой привела к тому, что на адрес Качалова из-за границы стали приходить директивные письма для МК РСДРП, а от его имени шли за рубеж материалы для «Искры». По театральным делам близко сошелся и был дружен с миллионером Николаем Тарасовым.

Советские годы
В 1919-1922 годах после Октябрьской революции с группой артистов Василий Качалов совершал гастроли по Югу России, далее в Югославии, Болгарии, Чехии, Австрии, Германии, Дании и Швеции.

В период с 1922 по 1924 годы с труппой МХАТ, возглавляемой Станиславским, Василий Качалов выступал в Европе и в Америке. С 1924 года трудился в Москве. Всего сыграл 55 ролей.

Значительное место в творчестве Качалова занимала деятельность на эстраде, работа на радио, записи произведений поэзии (Сергея Есенина, Эдуарда Багрицкого и других) и прозы для граммофонных пластинок. Он создал особый жанр эстрадного исполнения драматических произведений — «монтажи», в которых играл по несколько ролей.

Серьезной ролью разнообразного качаловского репертуара была роль Гамлета в совместной постановке МХТ и Гордона Крэга, английского театрального художника и режиссера-символиста.

Блеск интеллектуального темперамента Качалов проявился в роли Чацкого. Впервые Качалов сыграл данную роль в 1906 году. В исполнении Качалова многословие, горячность и отчаяние Чацкого естественны и искренни.

Большим событием в жизни МХАТа был шекспировский спектакль «Юлий Цезарь». В роли Цезаря, как писали тогда про актера, Качалову удалось достигнуть великолепного сочетания «мрамора и бронзы».

В начале 1900-х годов Василий Качалов познакомился с Максимом Горьким. Василий Иванович Качалов сыграл Барона в пьесе «На дне». Максим Горький после премьеры спектакля писал по поводу Барона: «Я и не подозревал, что написал такую чудную роль. Качалов ее выдвинул и развил и объяснил великолепно». Далее была роль в пьесе Горького «Враги», в которой Качалов сыграл роль Захара Бардина.

Одной из самых интересных и значительных ролей Качалова стала роль сибиряка‑крестьянина, партизана гражданской войны Вершинина в пьесе Всеволода Иванова «Бронепоезд «14-69» . Многие удивлялись решимости и способности артиста Качалова играть «мужика». «Ведь он привык играть Гамлета и его потомков»», — пошутил кто‑то на этот счет. Но актер вновь одержал победу. Всеволод Иванов писал: «Качалов с поразительной силой сумел понять и развить весь подтекст «Бронепоезда»… Забыв о том, кто написал эту пьесу, я был захвачен монументальностью фигуры Вершинина».

Качалов сыграл на сцене МХАТа более 50 ролей. Он основал свою школу сценического мастерства, где делился своими «актерскими секретами». Источником необыкновенной пленительности Качалова на сцене и за кулисами были его поистине огромное личное обаяние и талант, которым наградила его природа.

Василий Качалов скончался 30 сентября 1948 года от рака легких в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Труд — Валерий Брюсов

В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «Труд»!

Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повел к просекам,
Начиная круг труда.

Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.

Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный, —
Все — наследие трудов!

Все искусства, знанья, книги —
Воплощенные труды!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.

И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в трудах:
Только труженикам — слава,
Только им — венок в веках!

Но когда заря смеется,
Встретив позднюю звезду, —
Что за радость в душу льется
Всех, кто бодро встал к труду!

И, окончив день, усталый,
Каждый щедро награжден,
Если труд, хоть скромный, малый,
Был с успехом завершен!

Герой Социалистического Труда — высшее звание в СССР с 1938 по 1991 год, высшая степень отличия за труд

Звание Героя Социалистического Труда и Положение о звании учреждены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 года «Об установлении высшей степени отличия — звания Героя Социалистического Труда». Ранее существовало звание Герой Труда

Текст Положения гласил: «Звание Героя Социалистического Труда присваивается лицам, которые своей особо выдающейся новаторской деятельностью в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, научных открытий и технических изобретений проявили исключительные заслуги перед Советским государством, содействовали подъему народного хозяйства, науки, культуры, росту могущества и славы СССР»

Согласно Положению, Герою Социалистического Труда вручались орден Ленина и грамота Президиума Верховного Совета СССР

Орден Ленина первоначально вручался не более одного раза, только при первом награждении

если Герой Социалистического Труда является одновременно Героем Советского Союза, то на его малой Родине также сооружается бронзовый бюст, как если бы он был дважды Героем Социалистического Труда. Кроме того, Положение утвердило перечень льгот, установленных ранее

Приложить руку на закупку оргтехники! Поддержать и оказать товарищескую помощь можно

QIWI кошелек +79656110138

Webmoney кошелек R321109990510

Яндекс кошелек 410016724934035

Сбербанк 4276370014555375 (получатель Соломонова Елена Эдуардовна)

P.S. от редакции Мы из СССРЕсли вы находитесь в затруднительном финансовом положении, то настоятельно просим вас ничего не переводить! Мы не занимаемся сбором средств!

Мы готовы принять от вас товарищескую помощь в одном случае, когда желание поддержать и возможность совпадают!

официальный Telegram канал по ссылке Мы из СССР

Советский Союз — оплот мира и стабильности!

Конституция СССР 1977 года Статья 61
Гражданин СССР обязан беречь и укреплять социалистическую собственность. Долг гражданина СССР — бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру. Лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону

Конституция СССР 1977 года Статья 62
Гражданин СССР обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета. Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. Измена Родине — тягчайшее преступление перед народом

P.P. S. Будущее человечества это коммунизм и
будущее планеты Земля — Союз Советских Социалистических Республик

Рекоменндованное видео: