ВАЗ 2101

ВАЗ 2101 сошел с конвейера 19 апреля 1970 года

ВАЗ 2101 Жигули — советский легковой заднеприводный автомобиль с кузовом типа седан, первая модель, выпущенная на Волжском автомобильном заводе. Прототипом машины стал итальянский FIAT 124, завоевавший в 1965 году титул Автомобиль года.

Конструкция ВАЗ 2101 была доработана с учетом советских условий — увеличен дорожный просвет, усилены подвеска и кузов, задние дисковые тормоза заменены на барабанные — как более стойкие к загрязнению и долговечные, добавлен «кривой стартер» (рукоятка завода двигателя). Снаружи появилось наружное зеркало заднего вида (слева), ручки дверей стали утопленными. Была изменена конструкция двигателя — распредвал перенесен в головку, увеличено расстояние между цилиндрами, чтобы можно было наращивать их диаметр.

Масса автомобиля ВАЗ 2101 Жигули увеличилась на 90 кг. Всего было сделано более 800 изменений. 19 апреля 1970 года на главном конвейере Волжского автомобильного завода был собран первый автомобиль. Самый первый экземпляр свел с конвейера итальянский шеф-инструктор Бенито Гуидо Савоини. В сборке участвовали слесари Волжского автозавода. До конца 1970 года года в Тольятти собрали 21 530 машин, в 1971 году это количество возросло до 172 175 автомобилей, а пик выпуска ВАЗ 2101 пришелся на 1973 год, когда было собрано 379 007 экземпляров. На проектную мощность завод вышел в 1974 году.

Этот автомобиль — начальный представитель всей классики ВАЗов. В 1974-1981 годах выпускалась модернизированная версия модели 2101 — ВАЗ 21011. Сильнее всего изменилась модификация кузова ВАЗ 21011, получившая гораздо более удобные по форме передние сиденья и прогрессивные механизмы управления, а еще пепельницы, которые из задних подлокотников были перенесены, и стали находиться сзади на панели дверей.

Также данная модификация была дополнена более мощным 69-сильным мотором, имевшим рабочий объем 1,3 л. Данные машины имели другую решетку радиатора с часто встречающимися поперечинами, располагавшимися горизонтально, в нижней части панели передка находилось 4 специальных прорези для вентиляции. Бамперы стали изготавливать без клыков и на них по всей длине расположились накладки из резины.

На стойках кузова сзади стали располагать отверстия специальной вытяжной вентиляции салона, которые прикрывали оригинальными решетками, стоп-сигналы и поворотники получили отражатели. На автомобиль стали устанавливать сигнал заднего хода.

Спустя некоторое время в СССР начали изготавливать версию ВАЗ 21013, имеющую кузов 21011 и 1,2-литровый мотор ВАЗ-2101. Милицейский вариант ВАЗ 21016 получил мощный 71-сильный мотор ВАЗ 2103. Экспортный вариант автомобиля назывался Lada-1200. Свыше 57 тысяч автомобилей были отправлены в страны социалистического содружества — ГДР, Чехословакию, Болгарию, Венгрию и Югославию. Вскоре Лады появились на дорогах ФРГ, Франции, Великобритании, Австрии, Швейцарии, Египта и Нигерии.

Всего АВТОВАЗ изготовил порядка 2,7 миллионов автомобилей ВАЗ 2101. В 1981 году АВТОВАЗ снял с производства ВАЗ 21011 . Его заменил ВАЗ 21013. Автомобиль ВАЗ 21013 внешне ничем не отличался от своих предшественников, основные изменения коснулись электрической части.

При всех своих недостатках ВАЗ 2101 сумел стать народным любимцем, получив от автовладельцев прозвище «копейка». На основании опроса порядка 80 тысяч автовладельцев, который был организован журналом За рулем, автомобиль ВАЗ 2101 воспринимался как самый лучший автомобиль века. Около 25% принявших участие в опросе лиц признали таким автомобилем Копейку. На втором месте (19% голосов) оказалась Волга (ГАЗ 21) и на третьем — десятка Лады.

Спортивный успех Жигулей уже был заложен в самом двигателе с распределительным валом в головке блока цилиндров. Оказалось, что мотор отлично поддается форсировке — советские гонщики получили отличную возможность для строительства спортивных машин.

Дебют ВАЗ 2101 на спортивной арене состоялся в начале 1971 года в Риге на командном первенстве зимнего чемпионата СССР по ралли. Затем — чемпионат СССР по кольцевым гонкам, где тольяттинские машины даже были выведены в отдельный класс Жигули. А уже осенью того же года автомобили ВАЗ 2101 приняли участие в международных соревнованиях: три советских экипажа стартовали в марафоне Тур Европы 71. Маршрут этого ралли проложен по территории 14 стран Западной и Восточной Европы (включая и территорию СССР), а общая протяженность дистанции достигала 14 тысяч километров. По итогам тура команда ВАЗ-Автоэкспорт завоевала Серебряный кубок в командном зачете, а экипажи Гирдаускас-Мадревиц и Лукьянов-Карамышев к тому же удостоились и наград в личном зачете. Закономерность этого факта была блестяще подтверждена впоследствии и на Туре Европы 73, где командам, выступающим на ВАЗ 2101, достались и золотой, и серебряный кубки сразу.

ВАЗ 2101 в качестве гоночного болида была популярна не только в СССР. Англичане, например, в 1980-е годы организовывали специальное раллийное первенство Lada Challenge. Впоследствии модель долгие годы не сходила с трасс как внутрисоюзных, так и международных соревнований, а в любительских ралли ВАЗ 2101 порой встречаются и сегодня.

Рекоменндованное видео: