Вера Панова

Вера Панова — советский писатель. Вера Федоровна родилась 20 марта 1905 года

Вера Панова родилась в городе Ростов-на-Дону. Семья жила небогато. С детства она много читала, очень рано начала писать стихи. Вера Федоровна с 17 лет печатается регулярно в таких газетах, как Советский Юг, Молодежь Дона, Трудовой Дон. Она опубликовала под псевдонимами В. Старосельская (фамилия мужа писательницы) и Вера Вельтман множество фельетонов, статей, очерков, корреспонденции. Это не прошло бесследно для дальнейшего творчества, оставив тонкий флер юмора и тонкой иронии, которые впоследствии будут присутствовать во многих ее знаменитых произведениях.

Пути Пановой пересекались с известными писателями. Она познакомилась с Николаем Погодиным, Александром Фадеевым, театральным критиком Иосифом Юзовским. К середине 30-х годов XX века, когда переехала в Ленинград, Вера Федоровна сама начала пробовать силы в художественной литературе и драматургии.

В первых пьесах Илья Косогор и В старой Москве писательница отразила время перед революцией, в произведениях красноречиво показала мещан, которые и после свержения царской власти продолжали привычную жизнь. Илья Косогор принес драматургу первую премию — за победу на конкурсе пьес для колхозного театра, а работу В старой Москве столичной публике представил режиссер Юрий Завадский.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов застала Веру Панову под Ленинградом, где она была со старшей дочерью, еще двое детей с ее мамой жили на Украине. Эвакуироваться не успела, и ей пришлось скитаться перед тем как добраться к родным в украинское село Шишаки. Побывала под Псковом, потом в Эстонии, где жила в разрушенной синагоге, затем длинный путь пешком по оккупированной территории до дома, где ютилась мама с детьми.

Украинская деревня тоже оказалась занята фашистами, к тому же в 1943 году они сожгли дотла дом, оставив их в одной одежде. Тяжелые испытания и мытарства легли в основу пьесы Метелица и повести О моей жизни, книгах и читателях. Именно перенесенные страдания и знакомство с судьбами людей, встреченных на пути, подарили писательнице новые идеи для книг.

В 1943 году Вера Федоровна с семьей перебралась в Пермь, где начала реализовываться как серьезный автор, параллельно работая в газетах и на радио. Год спустя, в 1944-м, из-под пера женщины выходит блестящая повесть Евдокия. Историю о судьбе женщины, вырастившей чужих детей, зритель увидел в 1961 году — по этому произведению сняла одноименный фильм Татьяна Лиознова.

Здесь же, в Перми, родился самый гениальный, названный лучшим в творчестве роман Спутники. Вера Федоровна по заданию редакции отправилась в путешествие по СССР в образцово-показательном санитарном поезде, чтобы написать брошюру о работе персонала состава.

Спутники имеет невероятно яркую и разнообразную галерею характеров, отдельные новеллы соединены в единое целое. Читатель вместе с персонажами проходит прошлые события жизни, мечтает о будущем и переживает настоящий момент. Автор сумела очень правдоподобно показать героев и реалии окружающей действительности.

После того как роман, ставший литературной сенсацией, увидел свет, Вера Панова влилась в ряды Союза писателей СССР, и получила первую Сталинскую премию. Говорят, Иосиф Сталин с удовольствием прочитал работу и похвалил. Спутники тоже вышли в виде кинопостановки — в 1965 году Искандер Хамраев снял военную драму Поезд милосердия.

В 1947 году Вера Панова вновь оказалась в эпицентре литературной дискуссии. Вышел роман Кружилиха о рабочих уральского завода. На первый взгляд — обычное производственное произведение, какие в то время появлялись каждый год и не по одному. Однако писательнице удалось сконцентрироваться на нравственных сторонах заводской жизни. Критики разделились на два фронта, давая противоречивые оценки работе. Она получила Сталинскую премию второй степени за роман Кружилиха. А в 1950 — Сталинская премия третьей степени за повесть Ясный берег.

Затем литературное наследие Веры Федоровны украсила повесть Сережа о буднях мальчика-дошкольника, который обзавелся папой, пусть и не родным. Трогательное произведение заставляет взглянуть на жизнь глазами ребенка, прочувствовать его переживания, счастье и беды.

Произведение Сережа внесли в историю кинематографа Георгий Данелия и Игорь Таланкин. Причем эта работа стала режиссерским дебютом Данелии. Фильм, в котором снялись Сергей Бондарчук, Ирина Скобцева и Боря Бархатов, сорвал Большой приз на кинофестивале, проходившем в Карловых Варах.

Сережа открыл цикл художественных работ Веры Пановой, посвященный детям. Вслед писательница подарила читателям, а потом и зрителям повести Мальчик и девочка, Валя, Володя. На первое место автор поставил человеческую душу и вопросы нравственности.

Произведения Валя и Володя объединил в фильме Вступление (1963) Игорь Таланкин. Постановщик собрал на съемочной площадке Нину Ургант, Валерия Носика, Станислава Чекана и других звезд советского экрана. Главные роли отошли Наталии Богуновой и Борису Токареву. Картина рассказывает о скитаниях детей в военные годы.

За постановку Мальчик и девочка взялся в 1966 году Юлий Файт. Режиссер позвал совсем юных Наталию Богунову и Николая Бурляева. Ребята сыграли первую любовь, впрочем, несчастную, повлекшую за собой серьезные взрослые проблемы — герой бросил беременную девушку.

Также она обращается к событиям, разворачивающимся в эпоху Древней Руси, в период Смутного времени. Пишет о княгине Ольге, Иване Грозном и других деятелях, которые собрались под обложкой тома Лики на заре. Подача материала необычна. Писательница кропотливо, словно мозаику, сложила картину из отдельных элементов давно ушедших дней, принуждая читателей сравнивать персонажей, проводить аналогию между временами, думать о роли народа в событиях, ответственности властей за судьбу нации.

В последние годы жизни создавала мемуарные произведения. Точку в творческой биографии Веры Пановой поставило автобиографическое эссе О моей жизни, книгах и читателях, которое увидело свет уже после кончины автора.

Вера Федоровна снискала не только читательскую и зрительскую любовь. Женщину признали на высшем уровне: награждена тремя Сталинскими премиями и орденом Трудового Красного Знамени. Книги советской писательницы переведены на многие языки мира.

В 1967 году Вера Панова участвовала в IV съезде советских писателей. Она переутомилась и ее сразил серьезный инсульт, после которого она так и не сумела полностью восстановиться, однако продолжала много работать. Писательница умерла в 3 марта 1973 года.

Советская литература — совокупность литературных произведений, опубликованных на территории РСФСР и других социалистических республик Советского Союза. Советская литература включала в себя, помимо русской, литературу других народов на 88 языках СССР (по данным 1987 года), хотя литература на русском языке была преобладающей. Советская литература включала в себя и старописьменные литературы (такие как армянская, которая старше русской), но многие национальные литературы создавались на языках, не имевших до революции письменности.

После 1932 года использовался более узкий по значению термин «советская литература», включавший обязательные признаки партийности, народности и социалистического реализма.

В статье «Советская литература» из «Литературного энциклопедического словаря» (1987) указываются: «ленинские принципы партийности и народности», «на основе метода социалистического реализма», «социалистическая по содержанию, многообразная по национальным формам, интернационалистская по духу», «возникновение качественно новой социальной и интернациональной общности — советского народа»

Родоначальник советской литературы Максим Горький — основоположник литературы социалистического реализма, был инициатором создания Союза советских писателей, его первым председателем.

В результате Великой Октябрьской социалистической революции 7 ноября 1917 года провозглашено первое в мире социалистическое государство — Российская Советская Республика — РСФСР. После образования в 1922 году СССР — Союза Советских Социалистических Республик РСФСР — суверенная союзная республика в составе СССР, самая крупная по площади, населению и экономической мощи. СССР занимает почти 1/6 часть обитаемой суши Земли. Согласно Конституции 1977 года, СССР провозглашается единым союзным многонациональным социалистическим государством

Союз писателей СССР — организация профессиональных писателей СССР. Союз писателей СССР создан в 1934 году на Первом съезде писателей СССР, созванном в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года. Первым председателем (1934-1936) правления Союза писателей СССР был Максим Горький

Союз писателей СССР заменил собой все существовавшие до того организации писателей: как объединенные на какой-либо идеологической или эстетической платформе, так и исполнявшие функцию писательских профсоюзов (Всероссийский союз писателей, Всероскомдрам)

Из Устава Союза писателей в редакции 1934 года (устав неоднократно редактировался и изменялся): «Союз советских писателей ставит генеральной целью создание произведений высокого художественного значения, насыщенных героической борьбой международного пролетариата, пафосом победы социализма, отражающих великую мудрость и героизм коммунистической партии. Союз советских писателей ставит своей целью создание художественных произведений, достойных великой эпохи социализма»

Согласно уставу в редакции 1971 года, Союз писателей СССР — «добровольная общественная творческая организация, объединяющая профессиональных литераторов Советского Союза, участвующих своим творчеством в борьбе за построение коммунизма, за социальный прогресс, за мир и дружбу между народами»

Уставом давалось определение социалистического реализма как основного метода советской литературы и литературной критики, следование которому было обязательным условием членства СП

Союз писателей СССР награжден орденом Ленина 20 мая 1967 года и орденом Дружбы народов 25 сентября 1984 года

Печатными органами Союза писателей СССР были Литературная газета, журналы Новый мир, Знамя, Дружба народов, Вопросы литературы, Литературное обозрение, Иностранная литература, Юность, Советская литература, Театр, Советиш геймланд, Звезда, Костер

Рекоменндованное видео: