Вертолет Ка 15

В СССР первый полет Ка 15 был выполнен 14 апреля 1953 года

Ка 15 (Курица несушка) — вертолет соосной схемы, разработанный в ОКБ Николая Камова, разработан на базе вертолета Ка 8. Первый полет серийного образца Ка 15 был выполнен 14 апреля 1953 года летчиком-испытателем Дмитрием Ефремовым.

Совет Министров СССР принял постановление от 29 сентября 1948 года «О проведении государственных испытаний и подготовке к внедрению в серийное производство одноместного вертолета Ка-8 «Иркутянин» конструкции Н. И. Камова».

Вертолет Ка 15 изначально разрабатывался для нужд морской авиации: как противолодочный вертолет, корабельный разведчик и связной. Испытания проводились НИИ 15 ВМФ СССР на базе ОКБ 4 в Москве с 28 января по 12 февраля 1955 года. С 23 марта по 14 апреля того же года испытания Ка 15 продолжили на кораблях Черноморского Флота. Государственные испытания проходили в Феодосии с 15 апреля по 11 мая 1955 года. В 1956 году на авиационном заводе в Улан-Удэ начали серийное производство этих машин. Всего было построено 354 вертолета всех модификаций.

Начиная с 1957 года, Ка 15 начали поступать в строевые соединения ВМФ СССР. Из-за малой грузоподъемности Ка 15 оказался неэффективен как противолодочный вертолет — мог брать на борт всего два гидроакустических буя для слежения за подводными лодками; при этом аппаратура управления находилась на втором вертолете, а средства уничтожения (глубинные бомбы) — на третьем.

Помимо этого, эксплуатация Ка 15 в СССР на флоте сопровождалась многочисленными неполадками, указывающими на низкую надежность этой машины: флаттер несущего винта, колебания типа Земной резонанс во время руления. В июле 1960 года, один из Ка 15, принадлежащий 710-му отдельному вертолетному авиаполку, разбился из-за схлестывания лопастей после взлета с аэродрома Новонежино; в ноябре случай схлестывания повторился, но машину удалось посадить. Указанные два случая были не единственными. В мае 1963 года полеты Ка 15 в ВМФ СССР запретили.

В Аэрофлот и в ДОСААФ вертолеты находились в эксплуатации до начала 1970-х годов и применялись для подготовки курсантов наряду с Ми 1, для опыления посевов на сельскохозяйственных работах в регионах СССР с теплым климатом — в Молдавии и в Казахстане. Некоторое количество Ка 15 обслуживало рыболовецкие и китобойные флотилии, базируясь на борту рыболовецких судов. В этой роли Ка 15 имел преимущества перед Ми 1 благодаря меньшим размерам и отсутствию длинной хвостовой балки с рулевым винтом. В 1959 году два вертолета Ка 15 были зачислены в состав Управления Полярной Авиации при ГУСМП и получили регистрационные номера СССР-Н-26 и СССР-Н-27. Испытательные полеты выполнялись с борта ледокола Ермак во время его нахождения в Мурманске. Зимой 1959-1960 года вертолеты участвовали в промысловой экспедиции в Арктике, базируясь на борту флагманской шхуны Чистополь.

Имеются неподтвержденные официально сведения, что некоторое количество Ка 15 было отправлено во Вьетнам в период Вьетнамской войны: вертолеты, якобы, перевозили железнодорожным транспортом через территорию Китая. Последние экземпляры Ка 15 и Ка 18 были списаны в Молдавском УГА, сразу же после поступления первых серийных вертолетов Ка 26.

На этих новых вертолетах был исправлен один из главных недостатков Ка 15: малое расстояние между верхним и нижним ротором, из-за чего лопасти иногда схлестывались в полете. На опытных экземплярах расстояние между роторами было на 150 мм больше, чем на серийных; его пришлось уменьшить, чтобы решить проблему с флаттером несущего винта, и такая доработка позволила запустить машину в серию. Сами же лопасти были тонкими и очень гибкими. Пилоты, летавшие на Ка 15, отмечали, что полет со скоростью более 100 километров в час становился опасным — лопасти верхнего и нижнего ротора сближались настолько, что между законцовками оставалось не более 10 см. Среди недостатков называлась малая мощность двигателя АИ 14 и чувствительность к «земному резонансу» — рулить по земле на Ка 15 можно было только по идеально ровной поверхности. В целом Ка 15 оценивался эксплуатантами как недостаточно надежный и безопасный вертолет, что и послужило причиной его быстрого «ухода со сцены».

ОКБ Камов — конструкторское бюро СССР. Названо в честь генерального конструктора Николая Камова. Датой основания принято считать 7 октября 1948 года. Николай Камов создатель вертолетов Ка, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда (1972), Лауреат Государственной премии СССР (1972). Под руководством Николая Камова были созданы вертолеты Ка 8 (1948), Ка 10 (1953), Ка 15 (1956), Ка 18 (1960), Ка 25 (1968), Ка 26 (1967), винтокрыл Ка 22 (1964), аэросани Север 2 и Ка 30, глиссер.

Приложить руку на закупку оргтехники! Поддержать и оказать товарищескую помощь можно

QIWI кошелек +79656110138

Webmoney кошелек R321109990510

Яндекс кошелек 410016724934035

Сбербанк 4276370014555375 (получатель Соломонова Елена Эдуардовна)

P.S. от редакции Мы из СССРЕсли вы находитесь в затруднительном финансовом положении, то настоятельно просим вас ничего не переводить! Мы не занимаемся сбором средств!

Мы готовы принять от вас товарищескую помощь в одном случае, когда желание поддержать и возможность совпадают!

официальный Telegram канал по ссылке Мы из СССР

Советский Союз — оплот мира и стабильности!

Конституция СССР 1977 года Статья 61
Гражданин СССР обязан беречь и укреплять социалистическую собственность. Долг гражданина СССР — бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру. Лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону

Конституция СССР 1977 года Статья 62
Гражданин СССР обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета. Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. Измена Родине — тягчайшее преступление перед народом

P.P. S. Будущее человечества это коммунизм и
будущее планеты Земля — Союз Советских Социалистических Республик

Рекоменндованное видео: