
Советский фильм Весна в жанре музыкальной комедии с элементами научной фантастики, снятый в СССР Григорием Александровым в 1947 году
Фильм Весна как символ грядущей эпохи
Фильм Весна — один из шедевров советского кинематографа до сих пор любим зрителями и не потерял своей актуальности
Заздравная
Заздравную чару до края нальем,
Застольную песню, играя, споем.
Любой нам подтянет, любой подпоет!
И песня словно чарка по кругу пойдет!
Застольная песня, звени веселей!
Сегодня мы вместе средь милых друзей.
И говор веселый звучит вкруг стола,
И лица так сияют, и радость светла!
музыка Исаак Дунаевский, слова Василий Лебедев-Кумач
В 1947 году в СССР на экраны вышла музыкальная кинокомедия Весна. Она стала первой лентой с экранной маркой киностудии Мосфильм, ее анимационным логотипом — на фоне Спасской башни Кремля, увенчанной рубиновой звездой, — скульптура Рабочий и колхозница, созданная Верой Мухиной. Монумент украшал павильон СССР на Всемирной выставке в Париже (1937), затем был установлен близ Северного входа ВДНХ, недалеко от киностудии Мосфильм
В 1947 году на VIII Международном фестивале в Венеции фильм Весна была номинирован на главную награду этого престижного киносмотра — «Золотого льва» — и был отмечена Международной премией за оригинальный сюжет и за режиссуру
Что можно рассказывать о фильмах режиссера Григория Александрова, подарившего нам «Волга-Волга», «Веселые ребята», «Встречу на Эльбе»? Они бесценны, поскольку представляют собой новое культурное явление! На сегодняшнее понимание, конечно, местами наивны… Однако у них не отнимешь главного — безупречной работы мастера и советских актеров
Весна фильм — классика советского кино. Фильм Весна о молодости, любви, созидании снимался сразу после Великой отечественной войны… Весна фильм нес в себе такой необходимый людям заряд оптимизма! Культовый фильм Весна прославляющий энтузиастов-строителей нового социалистического общества, передовые идеи мира. Средствами лирической музыкальной кинокомедии утверждалась вера в преимущества советского образа жизни, новой логики поведения, воспитание нового человека — строителя коммунизма
Почему фильм называется Весна?
Весна — это не просто время года, это метафора состояния человеческой души, в которой теплится то самое желанное всеми весеннее настроение. А поскольку смена времен года и долгожданный приход солнечной весны в стране Советов, в силу нашего климата, ощущаются особенно остро и ярко, что и показано в большинстве советских кинокартин, в том числе и в фильме Весна
Журчат ручьи,
Кричат грачи,
И тает снег, и сердце тает!
И даже пень
В апрельский день
Березкой снова стать мечтает.
Веселый шмель гудит весеннюю тревогу,
Кричат задорные веселые скворцы,
Кричат скворцы
Во все концы:
Весна идет — весне дорогу!
Весна фильм
Режиссер Аркадий Громов для своего будущего фильма решает ближе познакомиться с жизнью ученых, — как ему поначалу кажется, «отшельников», отрекшихся от всего земного, — и с этой целью приходит в институт Солнца…
Актриса театра Вера Шатрова, как близнец, похожа на свою героиню — ученую института Ирину Никитину. Вере без колебаний дают роль учёной, но проблема в том, что она играет в оперетте, и ее утвердили в ней на главную роль, тем самым лишив ее шанса сниматься в кино…
Выходит так, что она должна в один день быть и на репетиции в театре, и в киностудии. Выход подсказывает ассистент режиссера Громова — нужно уговорить Ирину Никитину заменить Веру в киностудии. Ученую с трудом уговаривают и она, приехав в студию, соглашается гримироваться. При чтении сценария Никитина возмущается ходульностью образов ученых. Громов внутренне соглашается и решает лучше изучить работу ученых и поехать в институт Солнца на экскурсию…
В это же время Вера оказывается вынуждена заменять Ирину Никитину среди коллег-профессоров. Возникают различные комические ситуации, но никто не замечает «подмены», даже Виктор Рощин — близкий знакомый Веры, который считает ее Никитиной…
Аркадий Громов, побывав в институте Солнца, меняет свои взгляды на ученых и решает переделать сценарий будущего фильма. Ирина Никитина тоже узнаёт много интересного о работе кинематографистов. Но все же путаница остается: Громов гуляет по ночной Москве с Никитиной, считая, что это — Вера Шатрова, а Виктор Рощин принимает Веру за Ирину Никитину…
В конце фильма обе героини оказываются перед Громовым. Они предлагают ему указать, кто из них — Вера Шатрова, а кто — Ирина Никитина. Громов по наитию сердца, верно, указывает на Ирину Никитину, и путаница разъясняется
В главных ролях фильм Весна:
Любовь Орлова — ученая Ирина Никитина / артистка Вера Шатрова
Николай Черкасов — кинорежиссер Аркадий Громов
В ролях фильм Весна:
Николай Коновалов — помощник кинорежиссера Леонид Мухин
Михаил Сидоркин — журналист Виктор Рощин
Василий Зайчиков — профессор Иван Мельников
Ростислав Плятт — завхоз из Института Солнца Василий Бубенцов
Борис Петкер — директор театра оперетты Акакий Абрамович
Гарэн Жуковская — прима оперетты
Татьяна Гурецкая — ассистент кинорежиссера Татьяна Ивановна
Фаина Раневская — экономка Маргарита Львовна
Рина Зеленая — словоохотливая «гримерша»

Сюжет фильма Весна, конечно, выглядит достаточно наивно для современного молодого зрителя из-за своей якобы неправдоподобности. Казалось бы, фильм Весна давно прошел пик своей славы и должен быть предан забвению… Однако даже для непросвещенного зрителя XXI века, есть в нем что-то, заставляющее обратить свое внимание на кинокартину и полюбить…
Этим «что-то» является самое обыкновенное чудо. Именно им наполнен этот фильм Весна
Чудо — ирония судьбы, свершившаяся с двумя, как капли похожими внешне, но столь различными внутри женщинами. Чудо — юмор, наполняющий эту весну (одни сцены с Раневской чего стоят). Чудо — создание фильма, секрет которого раскрывается в последних кадрах. Чудо — милая песенка «Журчат ручьи…» — теплая, светлая, легкая и беззаботно счастливая!
Чудо, в конечном счете, Любовь Орлова, естественно, сыгравшая феерично — у многих даже появились сомнения на счет того, один ли это человек играет двух героинь или же это просто актеры-близнецы
Любовь Орлова играла роль профессора Никитиной — «сухаря», в строгом жакете с квадратными плечами, которая носит шляпу, носит роговые очки, поглощена только наукой… …и Любовь Орлова играла легкомысленную актрису оперетты Шатрову — существо воздушное, платье в мелкий цветочек, разлетающиеся складки платья, из которых появлялось это самое поющее, порхающее, щебечущее Чудо. Это был наглядный, ясный, пластический контраст: «сухарь» в строгом жакете и этакая боттичеллевская Весна в развевающихся одеяниях. История беллетристики, история комической культуры знает немало примеров произведений с двойниками…
Григорий Александров, не открывая ничего нового, взял этот прием, и две героини блистательно появлялись в чуждых, казалось бы, им ипостасях: профессорша появлялась на киностудии, принимаемая за очаровательную актрису, тогда как актриса появлялась на ученом собрании и там распевала песни о любви, о цветении и пробуждала самые нежные чувства в сердцах суровых академиков
И Чудо — как мудро и тонко Григорий Александров, вроде бы в музыкальной лирической комедии, показал, что СССР, несмотря на послевоенную разруху и угрозу мирового империализма в виде атомного оружия и «Холодной войны», не собирается на это смотреть «сквозь пальцы», что и трудящимся из Советского Союза по силам создать аналогичное оружие, которое будет стоять на страже социализма!..
Снимали Весна фильм в то время, когда СССР еще не оправился от последствий Великой Отечественной войны: в Москве чернели обгоревшие здания, разрушенные вокзалы, еще не отменена была карточная система. Даже сами съемки фильма Весна пришлось проводить в павильонах киностудии в Праге, так как Мосфильм еще не был восстановлен к тому моменту. И мир, который удалось создать Александрову в «Весне», не лишен этих примет времени, как и деталей, которые указывают на то, что действие происходит в послевоенном Советском Союзе
Если завтра война, если враг нападет,
Если темная сила нагрянет,
Как один человек, весь советский народ
За свободную Родину встанет!

Опыты Никитиной, к примеру, только с одной стороны можно считать фантастическими. С другой, работа с солнечной энергией — явный ответ СССР на американские атомные испытания. Недаром звучит в фильме диалог:
- И так будет со всяким, кто вздумает шутить с ядерной энергией!
- Не с ядерной, с солнечной!..
СССР // Любовь Орлова // Весна фильм // институт Солнца