Виктор Литвинов — Дважды Герой Социалистического Труда

Дважды Герой Социалистического Труда Виктор Литвинов родился 30 апреля 1910 года.

Виктор Яковлевич Литвинов — советский государственный деятель, организатор авиационной промышленности. Дважды Герой Социалистического Труда. Лауреат двух Сталинских премий второй степени.

Дважды Герой Социалистического Труда Виктор Литвинов родился 30 апреля (17 апреля по старому стилю) в Таганроге на тихой Ростовской улице в семье железнодорожника, работавшего в последнее время машинистом водокачки на станции Матвеев Курган. Отец — Яков, мать — Евдокия, в семье были еще сестра Наташа и брат Николай.

В 1926 году Виктор Литвинов завершил 7 классов железнодорожной школы при станции Таганрог, стал комсомольцем. А осенью этого же года стал студентом Таганрогского индустриального техникума. Виктор Литвинов поступил на механическое отделение.

С 15 сентября 1926 года началась учеба. Это были годы комсомольской юности и молодого задора. В комсомольской ячейке техникума Виктор Литвинов сразу же проявил себя. И хотя комсомольцев было всего 66 человек из 300 с лишним учащихся, они задавали тон и в учебе, и общественной жизни.

Годы учебы прошли быстро. За этот период Виктор Литвинов не только изучил полный курс теоретической подготовки, но и прошел стажировку в производственных мастерских техникума и на заводе.

Свидетельство № 1967 от 24 апреля 1930 года:
«Согласно постановлению квалификационной комиссии Таганрогского индустриального техникума выдано настоящее свидетельство Литвинову Виктору Яковлевичу родившемуся 17 апреля 1910 года в Таганроге о том, что он окончил механическое отделение техникума и признан вполне достойным квалификации техника-механика».

Трудовая жизнь

Виктор Литвинов свой трудовой путь начал с Таганрогского авиационного завода (ГАЗ-10 «Лебедь», ныне — ОАО «Тавиа»). На авиационном заводе он был на практике, далее трудился техником-технологом. Потом по разнарядке из Авиатреста СССР Виктор Литвинов отправился в Москву, где был принят на одно из старейших авиационных предприятий страны — завод № 1 имени Авиахима.

В 1930-е годы как раз происходило развертывание отечественного авиастроения. Виктор Литвинов был назначен техником-конструктором в бюро проектирования технологической оснастки агрегатов. Бюро входило в состав цеха, где решались проблемы создания металлических конструкций. Здесь то и пригодились Литвинову знания, приобретенные в Таганрогском техникуме и навыки, полученные на Таганрогском авиазаводе.

Виктор Литвинов умел и отлично чертить и «читать чертежи», товарищи по работе быстро приметили его деловую хватку и природную сметливость, и настойчивость. Если нужно, он мог встать и к токарному станку, и слесарному верстаку. Но вскоре проявились его главные способности — способности организатора. Завод тогда переходил на хозяйственный расчет, и Виктор Литвинов первым на заводе организовал и возглавил комсомольско-молодежную бригаду конструкторов. Создание такой бригады позволило резко сократить сроки и стоимость конструкторских работ, хотя трудностей было немало. Но эта инициатива была очень важной, поскольку срочно нужно было увеличить выпуск узлов и агрегатов, обеспечить четкую и ритмичную работу всех звеньев заводского коллектива, а самолет начинается с чертежа.

Виктор Литвинов очень скоро стал популярен своей деловитостью, кипучей энергией, умением сплотить вокруг себя товарищей. И не случайно он вскоре стал секретарем комсомольской ячейки цеха, а потом был избран и членом завкома комсомола. Рос завод, росли и крепли его кадры. Виктор Литвинов вскоре понял, что знаний уже маловато, он подал заявление на вечернее отделение Московского авиационного института. Начались еще более напряженные будни — днем на заводе, вечерами в институте. По существовавшим тогда правилам он мог после техникума сразу поступить на третий курс, но Виктор хотел получить прочные фундаментальные знания, и потому пошел на первый курс. И эти знания он получил — в 1937 году молодому инженеру был вручен диплом с отличием. Появилась возможность заняться наукой, впереди заманчивое предложение — аспирантура. Но он отказался.

К тому моменту Виктор Литвинов был начальником технического бюро сборочного цеха завода. Коллективу была поставлена непростая задача: наладить в кратчайший срок массовое производство новых тогда самолетов-разведчиков Р-5, освоить серийное производство истребителей И-5 и И-7. И это в то время, когда завод еще не полностью перевез оборудование в новые заводские корпуса, построенные в годы второй пятилетки.

Нужно было решить сложных технических и организационных вопросов, к таким вопросам относились — работы по стандартизации и унификации оснастки, создание типовых карт на штампы — организацию этой работы возглавил Виктор Литвинов. Это дало возможность уменьшить затраты и сократить число занятых рабочих и резко поднять качество и производительность труда. Как командир авиационного производства, Виктор Литвинов получал опыт знания у таких выдающихся организаторов, как Петр Дементьев и Павел Воронин.

На заводе трудом инженеров и рабочих был создан поточный метод сборки машин впервые в отечественной практике. Это помогло ввести сетевое планирование и затем перевести уже в период войны все авиазаводы страны на строительство самолетов по суточному графику. Строились новые самолеты, создавалась новая технология. Этот процесс был очень важным и необходимым, но осваивать его пришлось с большими трудностями. В июле 1938 года Виктора Литвинова назначили заместителем главного инженера завода.

В конце 1939 года Михаилом Гуревичем и Артемом Микояном был создан новый скоростной и маневренный истребитель, а в мае 1940 года — первый самолет уже был предъявлен на государственные испытания. В том, что самолет был собран в такой короткий срок, большая заслуга принадлежит Виктору Литвинову.

Именно под его непосредственным руководством впервые в отечественном самолетостроении был введен принцип параллельности — одновременно шла разработка конструкции самолета и выпуск его чертежей с подготовкой производства. Впоследствии этот принцип получил дальнейшее развитие при создании нового истребителя МиГ-3. Эта работа была высоко оценена Правительством.

В январе 1941 года Виктор Литвинов становится главным инженером завода.

Великая Отечественная война

Началась Великая Отечественная война. Заводу приказано резко увеличить темпы выпуска самолетов.

20 октября 1941 года было принято решение ГКО СССР об эвакуации завода на восток. Эвакуация завода, перебазирование на новое место — площадку строящегося авиационного завода № 122 рядом со станцией Безымянка в окрестностях города Куйбышев, строительство новых корпусов и фактически нового завода, размещение оборудования, прокладка магистралей, строительство жилья, сначала временного — бараков и землянок, размещение тысяч и тысяч заводчан и членов их семей, и в то же время продолжался почти бесперебойный выпуск самолетов — такую сложнейшую задачу решал коллектив завода, его руководство. В их числе и главный инженер завода Виктор Литвинов.

Зима 1941 года пришла рано, выпал снег, стояли жестокие морозы, но работы не прекращались ни на один день.

В 1942 году завод полностью перешел на массовое производство замечательного боевого самолета Ил-2. Гитлеровцы называли Ил-2 летающей смертью, а наши советские воины — «летающим танком». Ил-2 был лучшим штурмовиком в мире. За годы Великой отечественной войны на заводе было собрано 13 300 штурмовиков Ил-2. За организацию массового производства самолета Ил-2, разработку и внедрение кругового ленточного конвейера сборки крыла самолета Виктор Литвинов был удостоен Сталинской премии 1 степени.

В июле 1944 года Виктора Литвинова назначили директором завода. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 19 августа 1944 года Литвинову было присвоено воинское звание «генерал-майор инженерно-авиационной службы». Возглавляемый им коллектив неоднократно завоевывал в социалистическом соревновании Знамя Государственного Комитета обороны СССР, впервые это произошло в сентябре 1942 года. А в конце 1944 года это знамя было оставлено на заводе навечно.

В трудных условиях военного времени по-новому раскрылся выдающийся организаторский талант Виктора Яковлевича. Среднего роста, крепкий, стремительный, он был настоящим командиром — волевым, настойчивым, целеустремленным. Он мог работать сутками, жестко и требовательно относился к подчиненным, но также требователен был и к себе. Он хорошо знал не только, как идут дела в том или ином цехе, он отлично знал каждого большого и малого руководителя, многих рядовых работников. Его требовательность и принципиальность вызывали уважение, работавших с ним людей: авторитет Виктора Яковлевича Литвинова был высок и непререкаем, так как все понимали, что все, что он делал, было делом партии и народа, которые жили в то время одним девизом: «Все для фронта! Все для победы!»

Родина высоко оценила труд Виктора Литвинова в годы Великой Отечественной войны. В сентябре 1945 года — в числе других видных организаторов авиационного производства, авиаконструкторов — ему было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда. Звезда имела порядковый номер № 245.

После окончания Великой Отечественной войны коллективу завода были поставлены новые сложные задачи: освоить в кратчайшие сроки серийное производство первенцев советских реактивных истребителей. И эта задача была успешно решена. 7 ноября 1946 года на праздничном параде в Москве пролетели первые десять реактивных истребителей МиГ-9. А затем коллективу, во главе которого бессменно стоял Виктор Литвинов, предстояло осваивать серийное производство знаменитых фронтовых истребителей МиГ-15 и МиГ-17, потом новый бомбардировщик Ил-28, первый дальний реактивный бомбардировщик Ту-16, пассажирский авиалайнер Ту-104. Каждый из этих самолетов — новый этап в развитии советской авиационной мысли, в развитии советской промышленности.

Почти 20 лет руководил заводом Виктор Литвинов. И не только завод и производственные задачи были в центре внимания директора. Он умел находить время и уделял много внимания и заботы быту и отдыху заводчан. На месте бывшего пустыря, где жили в годы Великой отечественной войны в бараках, вырос целый город самолетостроителей. Многоэтажные жилые дома, стадион, Дворец культуры, фабрика-кухня, а затем пионерские лагеря, профилактории, дома отдыха. Большую помощь оказал завод в создании техники для сельского хозяйства. Так, самолетостроители создали приспособление для сушки зерна, выпускали сеялки и другие приспособления. Не случайно за выпуск машин для сельского хозяйства директор завода Виктор Литвинов был награжден двумя медалями ВДНХ СССР I степени.

В середине 1950-х года завод был передан из Министерства авиационной промышленности в новое ведомство. Нужно было строить неведомые прежде ракеты.
Именно под руководством Виктора Литвинова была создана и отработана на Байконуре, а затем серийно выпускавшаяся на заводе, теперь уже легендарная Р-7 или — как называли знающие люди между собой — просто «Семерка». Р-7 – та самая ракета, которая подняла в космическую высь первого человека Земли Юрия Гагарина. 29 июля 1960 года закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР за выдающиеся заслуги перед Родиной в деле создания новой техники Виктору Литвинову было вторично присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В 1962 году Виктор Литвинов стал председателем куйбышевского Совнархоза, в 1965 году — заместителем министра общего машиностроения СССР. Знаменитое МОМ — наше ракетно-космическое министерство.

Несмотря на большую занятость по работе, Виктор Яковлевич всегда в самой гуще общественно-политической жизни. Он избирался депутатом ВС РСФСР 5-6 созывов, был делегатом XIX, XX и XXII съездов КПСС.

Награды и звания Виктора Литвинова

дважды Герой Социалистического Труда (1945, 1960);
четыре ордена Ленина (8.9.1941, 2.7.1945, 16.9.1945, 12.7.1957);
два ордена Трудового Красного Знамени (1941,?);
медали;
медали ВДНХ;
Сталинская премия второй степени (1946) — за коренные усовершенствования технологии сборки самолетов и внедрение высокопроизводительного поточного метода производства, обеспечившие значительное увеличение выпуска самолетов;
Сталинская премия второй степени (1950) — за разработку и освоение новых технологических процессов при производстве самолетов;
Почетный гражданин города Таганрога (1983).

Виктор Литвинов умер 4 июня 1983 года, успев еще принять у себя дома делегацию из Таганрога, которая привезла решение исполкома горсовета о присвоении Литвинову звания «Почетный Гражданин Таганрога» и памятную медаль. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Труд — Валерий Брюсов

В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «Труд»!

Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повел к просекам,
Начиная круг труда.

Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.

Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный, —
Все — наследие трудов!

Все искусства, знанья, книги —
Воплощенные труды!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.

И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в трудах:
Только труженикам — слава,
Только им — венок в веках!

Но когда заря смеется,
Встретив позднюю звезду, —
Что за радость в душу льется
Всех, кто бодро встал к труду
!

И, окончив день, усталый,
Каждый щедро награжден,
Если труд, хоть скромный, малый,
Был с успехом завершен!

Герой Социалистического Труда — высшее звание в СССР с 1938 по 1991 год, высшая степень отличия за труд

Звание Героя Социалистического Труда и Положение о звании учреждены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 года «Об установлении высшей степени отличия — звания Героя Социалистического Труда». Ранее существовало звание Герой Труда

Текст Положения гласил: «Звание Героя Социалистического Труда присваивается лицам, которые своей особо выдающейся новаторской деятельностью в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, научных открытий и технических изобретений проявили исключительные заслуги перед Советским государством, содействовали подъему народного хозяйства, науки, культуры, росту могущества и славы СССР»

Согласно Положению, Герою Социалистического Труда вручались орден Ленина и грамота Президиума Верховного Совета СССР

Орден Ленина первоначально вручался не более одного раза, только при первом награждении

если Герой Социалистического Труда является одновременно Героем Советского Союза, то на его малой Родине также сооружается бронзовый бюст, как если бы он был дважды Героем Социалистического Труда. Кроме того, Положение утвердило перечень льгот, установленных ранее

Приложить руку на закупку оргтехники! Поддержать и оказать товарищескую помощь можно

QIWI кошелек +79656110138

Webmoney кошелек R321109990510

Яндекс кошелек 410016724934035

Сбербанк 4276370014555375 (получатель Соломонова Елена Эдуардовна)

P.S. от редакции Мы из СССРЕсли вы находитесь в затруднительном финансовом положении, то настоятельно просим вас ничего не переводить! Мы не занимаемся сбором средств!

Мы готовы принять от вас товарищескую помощь в одном случае, когда желание поддержать и возможность совпадают!

официальный Telegram канал по ссылке Мы из СССР

Советский Союз — оплот мира и стабильности!

Конституция СССР 1977 года Статья 61
Гражданин СССР обязан беречь и укреплять социалистическую собственность. Долг гражданина СССР — бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру. Лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону

Конституция СССР 1977 года Статья 62
Гражданин СССР обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета. Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. Измена Родине — тягчайшее преступление перед народом

P.P. S. Будущее человечества это коммунизм и
будущее планеты Земля — Союз Советских Социалистических Республик

Рекоменндованное видео: