Виталий Копылов — Герой Социалистического Труда

Герой Социалистического Труда Виталий Копылов родился 12 июня 1926 года

Виталий Егорович Копылов — инженер-механик, организатор промышленного производства, руководитель предприятий советского авиапрома, Герой Социалистического Труда (1971 год).

В 1933-1943 годы Виталий Копылов проходил обучение в средней школе села Александроталь (ныне — село Надеждино Кошкинского района Самарской области). С 1943 по 1949 годы — в Куйбышевском авиационном институте.

Трудовая деятельность, вклад в развитие отечественного авиапрома
По окончании в 1949 года Куйбышевского авиационного института Виталий Копылов был направлен на Дальневосточный машиностроительный завод в городе Комсомольск-на-Амуре, где трудился: технологом (с 1949 г.), начальником технического бюро цеха (с 1950 годв), начальником плазово-шаблонного цеха (с 1951 года), начальником цеха оснастки (с 1953 по 1956 годы), исполняющим обязанности главного технолога и главным технологом (с 1956 по 1958 годы). В сентябре 1958 года он был назначен заместителем главного инженера по подготовке производства.

Член КПСС. С 1960 по 1965 годы Виталий Копылов избирался секретарем партийного комитета завода.

Во главе Дальневосточного машиностроительного завода
В 1965 году Виталий Копылов был назначен директором Дальневосточного машиностроительного завода, проработав на данном посту до 1973 г.

С именем Виталия Копылова связан расцвет завода. Это был период освоения выпуска истребителя-бомбардировщика третьего поколения с изменяемой в полете стреловидностью крыла Су-17. Освоение производства потребовало коренной реконструкции и перепланировки цехов завода. Был построен корпус для агрегатно-сборочных цехов, современный сборочный цех, корпус механообрабатывающих цехов. Принятые меры обеспечили выпуск последующих модификаций Су-17 в требуемом количестве.

За освоение производства новой техники Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 января 1971 года завод был награжден орденом Октябрьской Революции, а Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 год Виталию Копылову было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда. При нем были построены большие жилые массивы, спортивный комплекс, лыжная база, пионерский лагерь, птицефабрика и многие другие объекты социальной сферы.

Виталий Копылов по воспоминаниям современников заботился о людях. Был строг, как руководитель, но это была не напускная строгость. К себе он был не менее требовательным. Весь день директора был рассчитан по минутам. Соседи говорили, что сверяют по нему часы. Редкие минуты отдыха Копылов проводил вместе с семьей.
В 1973-1994 годы трудился генеральным директором Казанского авиационного завода № 22 имени Сергея Горбунова (с 1978 г. — Казанского авиационного производственного объединения имени Сергея Горбунова (КАПО)).

Виталий Копылов в 1975-1990 годы являлся депутатом Верховного Совета ТАССР.

Виталий Копылов внес большой вклад в развитие авиационной промышленности СССР. Под его управлением на КАПО был освоен серийный выпуск дальнемагистрального самолета Ил-62 и стратегического бомбардировщика Ту-160, в городе Лениногорск был открыт филиал завода и организовано конвейерное производство лодок «Казанка-5» и «Казанка-2М».

С приходом Виталия Копылова завод превратился в ведущее предприятие отрасли. Редкая природная интуиция, умение увлечь людей словом и делом, честность и порядочность, жесткость к тем, кто не дает полной самоотдачи, снискали ему полное уважение коллектива. Как директор завода он внес огромный вклад в освоение серийного производства ТУ-160.

По инициативе Виталия Копылова при КАПО был построен домостроительный комбинат и ежегодно вводилось в строй до 30 тысяч квадратных метров жилья для работников завода.

«Помню, мы одновременно строили цех полиэтиленовых труб на заводе «Органический синтез» (так он тогда назывался) и новый корпус в авиационном объединении. Я, как руководитель «Татстроя», курировал «химию», пропадал там постоянно, а главный инженер — «авиацию». — Генеральный директор КАПО Виталий Егорович Копылов очень сильно на меня обижался: если его курирует мой заместитель, значит, объекту придается второстепенное значение. Такую ситуацию Копылов долго терпеть не мог. И вот в одно из воскресений он без лишнего шума приехал на «Оргсинтез» посмотреть на этот самый трубный завод. Виталий Егорович, наверное, сразу оценил, какое сложное по тем временам производство мы строим, — кругом автоматика, современное оборудование, море проводов… В общем, звонит он мне на следующий день и говорит: «Николай Григорьевич, ты, помнится, просил у меня металлические полы для «Оргсинтеза» (а я действительно просил, но мне сразу отказали). Сколько метров тебе нужно?». Мы тогда удивлялись: что случилось с Копыловым? А с ним ничего не случилось, Копылов уважал размах, уважал профессиональную работу.»

Награды и звания Виталия Копылова:

Виталий Копылов был награжден двумя орденами Ленина (1971, 1976 гг.), орденами Октябрьской Революции (1981 г.), Трудового Красного Знамени (1966 г.), медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ленина» (1970 г.), «Серп и Молот» (1971 г.), а также Почетной грамотой Республики Татарстан.

Последние годы жизни, обстоятельства смерти
Советская программа производства Ту-160, как и соответствующая программа США В-1, предусматривала выпуск около ста машин за две пятилетки. Но со второй половины 1980-х годы в связи с «перестройкой» и конверсией для «ускорения» технического прогресса ассигнования на оборонку резко уменьшились. А с развалом СССР и вовсе прекратились. Было выпущено порядка 30 самолетов Ту-160, из которых 19 передали на аэродромы ВВС, дислоцированные на Украине.

Памятной осталась расширенная коллегия Минавиапрома, проходившая в феврале 1990 г. Присутствовали Генеральные конструкторы самолетов, двигателей и ракетной техники НИИ, директора серийных заводов. Традиционно в президиуме находились Секретарь ЦК КПСС, представители Совмина, ВПК, Главкомы ВВС и ВМФ. Выступающие с тревогой за судьбу МАП отмечали, что идет стратегическое самоубийство авиационной и других оборонных отраслей промышленности СССР. Выступая, Виталий Копылов с горечью заявил: — что идет борьба за прекращение или продолжение выпуска ТУ-160; — закупка Правительством самолетов «Боинг» — это диверсия и «надгробный камень» Минавиапрому.

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 «Виталий Копылов».

В конце августа 1991 года парламент Украины принял постановление о переводе всех дислоцированных здесь воинских формирований (в том числе и 19 новейших стратегических бомбардировщиков Ту-160) под свой контроль. Началась черная полоса борьбы за продолжение выпуска Ту-160. На КАПО имени Сергея Горбунова и смежных заводах-поставщиках имелись большие заделы разной степени готовности агрегатов и систем для Ту-160. Однако обращения в различные высшие властные инстанции результата не возымели.

Ситуация усугублялась тем, что в условиях провозглашения Татарстаном суверенитета практически прекратилось финансирование федеральным центром КАПО им. С. П. Горбунова, а обращение В. Е. Копылова к Правительству Татарстана с предложением о сохранении завода для Ту-160 не нашло поддержки.

В мае 1994 г. Виталий Копылов написал заявление об увольнении и ушел на пенсию. Впоследствии он являлся консультантом генерального директора КАПО имени Сергея Горбунова. Но спокойно жить, наблюдая дальнейший развал российского авиапрома и возглавлявшегося им более двадцати лет предприятия, В. Е. Копылов не смог. 9 февраля 1995 г. он застрелился (в своем рабочем кабинете).

Именем Виталия Копылова названа улица в Авиастроительном районе города Казани (где была установлена памятная доска) и проспект в городе Комсомольск-на-Амуре (1995 г.).

29 апреля 2008 года на летно-испытательной станции ОАО «КАПО имени Сергея Горбунова» состоялась церемония передачи на вооружение ВВС России нового стратегического бомбардировщика Ту-160. По инициативе коллектива решением Военного Совета 37-й Воздушной Армии борту было присвоено имя Виталия Копылова.

Присутствовавший на церемонии председатель Государственного Совета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин, в частности, сказал:

«Символично, что на этой машине написано имя легендарного директора КАПО Виталия Копылова. Это был человек, преданный авиации. Он стоял не только у истоков этой машины, но и целой серии летательных аппаратов, которую выпускал коллектив этого предприятия.»

Труд — Валерий Брюсов

В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «Труд»!

Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повел к просекам,
Начиная круг труда.

Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.

Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный, —
Все — наследие трудов!

Все искусства, знанья, книги —
Воплощенные труды!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.

И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в трудах:
Только труженикам — слава,
Только им — венок в веках!

Но когда заря смеется,
Встретив позднюю звезду, —
Что за радость в душу льется
Всех, кто бодро встал к труду!

И, окончив день, усталый,
Каждый щедро награжден,
Если труд, хоть скромный, малый,
Был с успехом завершен!

Герой Социалистического Труда — высшее звание в СССР с 1938 по 1991 год, высшая степень отличия за труд

Звание Героя Социалистического Труда и Положение о звании учреждены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 года «Об установлении высшей степени отличия — звания Героя Социалистического Труда». Ранее существовало звание Герой Труда

Текст Положения гласил: «Звание Героя Социалистического Труда присваивается лицам, которые своей особо выдающейся новаторской деятельностью в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, научных открытий и технических изобретений проявили исключительные заслуги перед Советским государством, содействовали подъему народного хозяйства, науки, культуры, росту могущества и славы СССР»

Согласно Положению, Герою Социалистического Труда вручались орден Ленина и грамота Президиума Верховного Совета СССР

Орден Ленина первоначально вручался не более одного раза, только при первом награждении

если Герой Социалистического Труда является одновременно Героем Советского Союза, то на его малой Родине также сооружается бронзовый бюст, как если бы он был дважды Героем Социалистического Труда. Кроме того, Положение утвердило перечень льгот, установленных ранее

Приложить руку на закупку оргтехники! Поддержать и оказать товарищескую помощь можно

QIWI кошелек +79656110138

Webmoney кошелек R321109990510

Яндекс кошелек 410016724934035

Сбербанк 4276370014555375 (получатель Соломонова Елена Эдуардовна)

P.S. от редакции Мы из СССРЕсли вы находитесь в затруднительном финансовом положении, то настоятельно просим вас ничего не переводить! Мы не занимаемся сбором средств!

Мы готовы принять от вас товарищескую помощь в одном случае, когда желание поддержать и возможность совпадают!

официальный Telegram канал по ссылке Мы из СССР

Советский Союз — оплот мира и стабильности!

Конституция СССР 1977 года Статья 61
Гражданин СССР обязан беречь и укреплять социалистическую собственность. Долг гражданина СССР — бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру. Лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону

Конституция СССР 1977 года Статья 62
Гражданин СССР обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета. Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. Измена Родине — тягчайшее преступление перед народом

P.P. S. Будущее человечества это коммунизм и
будущее планеты Земля — Союз Советских Социалистических Республик

Рекоменндованное видео: