Герой Социалистического Труда Владимир Воробьев родился 19 марта 1912 года
Владимир Петрович Воробьев – кораблестроитель СССР, начальник и главный конструктор ЦКБ-112 (ныне ЦКБ «Лазурит»), где под его управлением было разработано 25 конструкторских проектов, по которым было построено более 400 подводных лодок, главный конструктор атомных подводных лодок проектов 670 (типа «Скат»), 670М (типа «Чайка»). Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской и Ленинской премий.
Родился Владимир Воробьев 19 марта (6 марта по старому стилю) 1912 года в Нижнем Новгороде в семье учителей.
В 1930 году окончил школу-девятилетку и поступил трудиться учеником формовщика фасонно-литейного цеха нижегородского судостроительного завода «Красное Сормово». В том же году подал документы для поступления в Московский механико-электротехнический институт имени Михаила Ломоносова, но из-за непролетарского происхождения ему отказали в приеме.
В 1931 году Владимир Воробьев поступил на вечернее отделение кораблестроительного факультета Нижегородского механико-машиностроительного института. В ходе учебы трудился чертежником на плазе, а после был переведен в конструкторское бюро судоверфи завода.
В 1936 году, после окончания института Владимир Воробьев стал работать конструктором, после последовательно — помощником строителя корабля, начальником группы конструкторского отдела завода «Красного Сормово». Создавал новые речные суда — пассажирские катера, буксиры, бензовозные баржи, грузовые теплоходы, принимал участие в проектировании озерно-речных дизель-электрических ледоколов проекта 16 «Дон» и «Волга». На заводе активно принимал участие в общественной жизни молодежи, избирался комсомольским групоргом, секретарем комсомольской ячейки, членом комитета ВЛКСМ судоверфи.
В 1939 году Владимир Воробьев был направлен в Хабаровск, где трудился ответственным конструктором — помощником строителя на заводе № 368. Управлял сборкой мониторов типа «Хасан» (проект 1190) для Амурской военной флотилии, секции которых строились в Сормово, и после переправлялись в Хабаровск для достройки. Всего было построено три монитора — головной «Хасан» (спущен на воду в июне 1940 года), «Перекоп» (спущен в июне 1941 года) и «Сиваш» (спущен на воду в октябре 1941 года).
В 1943 году Владимир Воробьев возвратился в Горький на завод «Красное Сормово» имени Андрея Жданова начальником сектора, строил новые типы речных судов. В 1949 году был удостоен Государственной премии III степени. В 1952 году был назначен заместителем главного инженера по подводному судостроению, а в 1953 году — главным инженером ЦКБ завода
В 1954 году Владимир Воробьев стал главным инженером созданного в 1953 году ЦКБ-112 (ныне ЦКБ «Лазурит»), с 1956 года стал его начальником и главным конструктором.
Под управлением Воробьева в ЦКБ-112 было создано 25 конструкторских проектов, по которым было построено более 400 подводных лодок, таких как: дизель-электрическая подводная лодка проекта 613С для отработки новых корабельных спасательных устройств (главный конструктор Сергей Якимовский); первая в мире экспериментальная спасательная подводная лодка проекта 666 (главный конструктор Сергей Якимовский) с автономным управляемым подводным снарядом (УПС) — родоначальником серии подводных спасательных и рабочих аппаратов; подводная лодка проекта 613В с увеличенной автономностью до 45 суток; дизельная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 665 (главный конструктор Борис Леонтьев), подводная лодка радиолокационного дозора проекта 640 (главный конструктор Яков Евграфов), двухкорпусная дизельная подводная лодка проекта 633 (главный конструктор Зосима Дерибин); подводная лодка — мишень проекта 690 (типа «Кефаль») (главный конструктор Евгерий Крылов), спасательная подводная лодка проекта 940 и атомных подводных лодок проектов 670 (типа «Скат»), 670М (типа «Чайка»), 945 (типа «Барракуда»), 945А (типа «Кондор»), а также глубоководных автономных подводных спасательных аппаратов проекта 1837 (главный конструктор Борис Леонтьев), 1837К, 1839, 1855.
С 1960 года Владимир Воробьев был главным конструктором первой средней атомной подводной лодки (АПЛ) проекта 670 (типа «Скат») с восемью крылатыми ракетами подводного старта П-70 «Аметист». Он участвовал в ходовых испытаниях, был членом Государственной комиссии по приемке АПЛ в состав ВМФ. Всего было построено одиннадцать лодок проекта 670 и шесть модернизированных атомоходов проекта 670М (типа «Чайка»).
С 1974 года профессор Владимир Воробьев преподавал на кафедре «Атомные электрические станции и установки» физико-технического факультета Горьковского политехнического института, имел печатные научные и учебные труды. В 1980 году он вышел на пенсию.
Владимир Воробьев избирался народным заседателем Верховного суда РСФСР, депутатом Горьковского областного и городского Советов депутатов трудящихся (нескольких созывов), членом Сормовского районного комитета Народного контроля.
Награды и премии Владимира Воробьева:
Герой Социалистического Труда (28 апреля 1963);
два ордена Ленина (28 апреля 1963, 6 сентября 1978);
орден Трудового Красного Знамени (24 сентября 1954);
два ордена «Знак Почета» (16 июля 1949, 26 июня 1959);
медали;
почетные знаки Наркомтяжпрома, Минтранспорта и Минсудпрома СССР;
Ленинская премия (1970) — за создание атомной подводной лодки проекта 670;
Сталинская премия третьей степени (апрель 1949) — за создание новых типов речных судов завода «Красное Сормово» имени Андрея Жданова;
премия АН СССР имени Василия Калашникова.
Умер Владимир Воробьев 5 сентября 1992 года. Владимир Воробьев в Нижнем Новгороде на кладбище «Марьина роща»
Труд — Валерий Брюсов
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «Труд»!
Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повел к просекам,
Начиная круг труда.
Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный, —
Все — наследие трудов!
Все искусства, знанья, книги —
Воплощенные труды!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.
И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в трудах:
Только труженикам — слава,
Только им — венок в веках!
Но когда заря смеется,
Встретив позднюю звезду, —
Что за радость в душу льется
Всех, кто бодро встал к труду!
И, окончив день, усталый,
Каждый щедро награжден,
Если труд, хоть скромный, малый,
Был с успехом завершен!
Герой Социалистического Труда — высшее звание в СССР с 1938 по 1991 год, высшая степень отличия за труд
Звание Героя Социалистического Труда и Положение о звании учреждены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 года «Об установлении высшей степени отличия — звания Героя Социалистического Труда». Ранее существовало звание Герой Труда
Текст Положения гласил: «Звание Героя Социалистического Труда присваивается лицам, которые своей особо выдающейся новаторской деятельностью в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, научных открытий и технических изобретений проявили исключительные заслуги перед Советским государством, содействовали подъему народного хозяйства, науки, культуры, росту могущества и славы СССР»
Согласно Положению, Герою Социалистического Труда вручались орден Ленина и грамота Президиума Верховного Совета СССР
Орден Ленина первоначально вручался не более одного раза, только при первом награждении
если Герой Социалистического Труда является одновременно Героем Советского Союза, то на его малой Родине также сооружается бронзовый бюст, как если бы он был дважды Героем Социалистического Труда. Кроме того, Положение утвердило перечень льгот, установленных ранее