В СССР станцию переименовали в Волжскую ГЭС имени Ленина 10 августа 1958 года
Жигулевская ГЭС — ранее Куйбышевская ГЭС, а с 1958 — Волжская ГЭС имени Ленина — гидроэлектростанция на реке Волга, между городами Жигулевск и Тольятти. Входит в Волжско-Камский каскад ГЭС, являясь шестой ступенью каскада ГЭС на Волге.
Идея энергетического использования Волги у Самарской Луки была выдвинута Глебом Кржижановским еще в 1910 году. Спустя десятилетие инженер Константин Богоявленский предложил построить гидроэлектростанцию у поселка Переволоки на водоразделе между Волгой и Усой, использовав естественную разность уровней воды. Однако бедственное положение экономики страны не позволило реализовать этот проект.
В начале 1930-х годах в районе Самарской Луки и Ярославля начались проектно-изыскательские работы по энергетическому использованию Волги, по итогам которых было предложено множество схем различного расположения гидроузлов. 1 августа 1937 года совместным постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) было принято решение о строительстве гидроэлектростанции на Волге в створе Жигулевских гор.
21 августа 1950 года был утвержден проект строительства Куйбышевской ГЭС мощностью 2,1 млн кВт. Для строительства был создан специальный трест Куйбышевгидрострой. Волжская ГЭС имени Владимира Ленина была построена в рекордно короткие сроки — с 1950 по 1957 год.
В июле 1955 года через нижние судовые шлюзы плотины прошел первый пароход. В ноябре того же года было перекрыто основное русло Волги, а 29 декабря — запущен в промышленную эксплуатацию первый гидроагрегат. Меньше чем через год после этого события, в октябре 1956 года, Куйбышевская ГЭС выработала первый миллиард киловатт-часов электроэнергии.
Строительство ГЭС шло ударными темпами. Так, в 1956 году в эксплуатацию были введены 12 агрегатов, в 1957 году — еще 7. 10 августа 1958 года станцию переименовали в Волжскую ГЭС имени Ленина, а в мае 1959 года все сооружения гидроузла были приняты в промышленную эксплуатацию.
Куйбышевский гидроузел — уникальное сооружение, не имеющее аналогов в мировой практике гидротехнического строительства. За семь лет на строительстве было выполнено 193,9 млн м³ земляных работ, уложено 7,67 млн м³ бетона, смонтировано 200 тыс. т металлоконструкций и оборудования. Максимальная суточная интенсивность укладки бетона достигала в 1955 году здесь 19 тысяч м³.
Волга была также перекрыта за рекордно короткое время — 19,5 ч в период, когда ее расход составлял 3800 м³/с. Каждый агрегат мощностью 105 тыс. кВт монтировался в среднем около 1 месяца, то есть принятое в отечественной и зарубежной практике время было сокращено более чем в два раза. Однако эксплуатация агрегатов показала, что их реальная развиваемая мощность в отличие от проектной составляет не 105 МВт, а 115 МВт, что позволило произвести перемаркировку агрегатов и довести установленную мощность гидроэлектростанции до 2,3 ГВт.
В начале 1960-х годах напряжение оборудования ГЭС возросло до 500 кВ, что позволило увеличить мощность электропередачи на Москву на 40 % и завершить объединение энергосистем Центра и Урала. 30 августа 1966 года Волжская ГЭС имени Владимира Ленина выработала первые 100 млрд кВтч электроэнергии.
За досрочное выполнение семилетнего плана по выработке электроэнергии и успешное проведение работ по комплексной автоматизации производственных процессов 14 сентября 1966 года Волжская ГЭС имени Владимира Ленина была награждена орденом Ленина. С середины 1960-х до конца 1970-х годов на ГЭС происходила модернизация оборудования: гидрогенераторы были переведены в режим синхронных компенсаторов. В 1979 году на Волжской ГЭС впервые в стране начал эксплуатироваться новый трансформатор типа ОРЦ-135000/500 со сниженным уровнем изоляции.
Сегодня Жигулевская ГЭС представляет собой низконапорную русловую гидроэлектростанцию. Сооружения гидроэлектростанции имеют I класс капитальности и включают в себя земляную плотину с сопрягающими дамбами, здание ГЭС с донными водосбросами и сороудерживающим сооружением, водосбросную плотину, судоходные шлюзы с дамбами и подходными каналами, ОРУ 110, 220 и 500 кВ. По сооружениям ГЭС проложены автомобильная и железная дороги. Установленная мощность электростанции — 2488 МВт, проектная среднегодовая выработка электроэнергии — 10 900 млн кВт ч, фактическая среднегодовая выработка — 10 370 млн кВт ч.