Як 1

Як 1 — советский одномоторный самолет истребитель

Як 1 стал первым самолетом, разработанным на заводе № 115 под управлением Яковлева Александра Сергеевича как опытный истребитель И 26. После завершения государственных испытаний самолет был принят в серийное производство под маркой Як 1. Производился с 1940 по 1944 годы. На Як 1 вступил в войну полк Нормандия-Неман.

Конструкция истребителя смешанная: каркас фюзеляжа — ферма, сваренная из стальных хромансилевых труб с внутренними перекрестными расчалками, составляющая единое целое с моторамой. Сверху и снизу за кабиной каркас был опрофилирован фанерными гаргротами для придания ему обтекаемой формы.

Обшивка носовой части дюралевая, хвостовой — полотняная. Крыло площадью 17,15 квадратных метра деревянное, без разъемов, оклеенное полотном. Из дюраля выполнялись только каркасы рулей и элеронов (обшивка — полотно), съемные капоты двигателя, тоннель водорадиатора, зализы крыла и оперения, крышки люков, посадочные щитки, а также щитки, закрывающие стойки шасси в убранном положении.

Вооружение Як 1 включало в себя 1 пушку ШВАК калибра 20 мм, огонь велся через полый вал редуктора винта, а также 2-х синхронных скорострельных пулеметов ШКАС винтовочного калибра. Особенностью данного истребителя из-за его малого веса была простота пилотирования и хорошая устойчивость.

В первой половине Великой Отечественной войны данный самолет был одним из основных истребителей в СССР. Истребитель достаточно гармонично сочетал вооружение и отличные летные характеристики. В сравнении с основным немецким истребителем Bf 109E, Як 1 обладал превосходствам во всех видах маневров и в скорости. Но с появлением более совершенного Bf 109F его летных характеристик стало недостаточно.

Понимая это, в КБ Яковлева вели работы над улучшением его боевого потенциала. Самолет неоднократно модифицировался. На нем менялись двигатель и вооружение. При замене мотора на М 105ПФ истребитель получил и новое вооружение: вместо 2-х 7,62-мм пулеметов ШКАС на нем установили более мощный 12,7-мм пулемет УБ. Также велись работы по улучшению аэродинамики истребителя для ВВС СССР, на нем был улучшен обзор верхней полусферы из кабины пилота и появилось радио. Все эти меры позволяли непрерывно поддерживать отличные боевые качества истребителя, который оставался на вооружении ВВС СССР в течение всей войны. За это время на заводах был выпущен 8 734 самолет Як 1 всех типов.

Александр Яковлев — советский авиаконструктор, академик АН СССР (1976). Генерал-полковник авиации (с 1984; с 1946 по 1951 — генерал-полковник инженерно-авиационной службы; с 1951 по 1971- генерал-полковник инженерно-технической службы, c 1971 по 1984 — генерал-полковник-инженер). Дважды Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской, Государственной и шести Сталинских премий. Депутат Верховного Совета СССР.

С 1956 по 1984 год Александр Яковлев — генеральный конструктор ОКБ имени Яковлева. Всего ОКБ создало свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных:
— легкие самолеты различного назначения: спортивные, многоцелевые, в том числе реактивные,
— истребители Великой Отечественной войны,
— первые советские реактивные истребители и перехватчики,
— десантные планеры и вертолеты, в том числе самый большой в мире в 1950-е вертолет Як 24,
— семейство сверхзвуковых самолетов, включающее первые советские
сверхзвуковые бомбардировщики, разведчики и перехватчики,
— первые в СССР самолеты короткого и вертикального взлета и посадки, включая сверхзвуковой, не имеющий аналогов,
— реактивные пассажирские самолеты
— беспилотные летательные аппараты.

Под руководством Александра Яковлева в СССР выпустили свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. С 1932 года самолеты ОКБ Яковлева непрерывно находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации. За 70 лет построено 70 тысяч самолетов Як. Во время Великой Отечественной войны для фронта было построено 40 тысяч самолетов Як. На самолетах КБ Яковлева установлено 74 мировых рекорда.

Великая Отечественная война 1941-1945 — война Союза Советских Социалистических Республик против вторгшихся на советскую территорию нацистской Германии и ее европейских союзников (Венгрии, Италии, Румынии, Словакии, Финляндии, Хорватии). Важнейшая составная часть Второй мировой войны, завершившаяся Победой Рабоче-крестьянской Красной армии и безоговорочной капитуляцией вооруженных сил гитлеровской Германии.

Нацистская Германия подготовила и развязала свою агрессию, рассчитывая на стратегию молниеносной войны («блицкрига»), реализованную в плане «Барбаросса». В войне против СССР ставилась цель ликвидировать советское государство, завладеть его богатствами, физически истребить основную часть населения и «германизировать» территорию страны вплоть до Урала. Для советского народа Великая Отечественная война стала справедливой войной за свободу и независимость социалистической Родины.

В ходе Великой Отечественной войны советские войска при поддержке других государств антигитлеровской коалиции нанесли наибольший ущерб войскам Германии и ее европейских союзников и освободили оккупированные ими территории Советского Союза, Центральной и Восточной Европы, сыграв тем самым решающую роль в разгроме нацизма в Европе. Нюрнбергский трибунал, состоявшийся в 1945-1946 годах, дал оценку развязанной нацистской Германией агрессивной войне против всего мира, военным преступлениям, преступлениям против мира и человечности, а также вынес приговор нацистским преступникам, стремившимся к мировому господству.

Рекоменндованное видео: