Як 18

Первый полет советский самолет Як 18 совершил 6 мая 1946 года

Як 18 — советский учебно-тренировочный самолет, пришедший на смену самолету УТ 2 в ВВС СССР, гражданской авиации и авиаклубах в качестве основного самолета первоначального обучения. Стал родоначальником обширного семейства различных самолетов, включая четырехместный Як 18Т.

Прародителем Як 18 можно считать самолет УТ 2, который был также сконструирован в ОКБ Яковлева, которым руководил Александр Яковлев, впоследствии (в 1940-х годах) модернизирован и получил название УТ 2Л. Многие наработки, примененные в этой модернизированной модели, были перенесены в создаваемый Як 18.

Ведущим инженером проекта Як 18 был назначен К. В. Синельщиков, задание на проектирование было получено от главного конструктора Александра Яковлева 10 декабря 1945 года. Первый полет Як 18 совершил 6 мая 1946 года.

По результатам заводских испытаний тренировочный самолет Як 18 получил высокую оценку и только одно серьезное замечание — неудовлетворительная работа воздушного винта. На государственные испытания самолет был представлен уже с новым винтом изменяемого шага ВИШ-327ЕВ-149. Госкомиссия НИИ ВВС СССР положительно оценила Як 18 как самолет первоначального обучения летчиков, и отметила, что он во всех отношениях значительно превосходит УТ 2. После устранения замечаний Як 18 был принят на вооружение ВВС СССР и в марте 1947 года рекомендован к серийному производству.

Развернуть производство было поручено трем заводам: ленинградскому № 272 (головной), харьковскому № 135 и № 166 в Семеновке (с 1952 года город Арсеньев). При этом завод № 272 должен был не только дать первые серийные машины уже в мае 1947 года, но и самостоятельно разработать технологическую документацию и оснастку и обеспечить ими два других завода. В 1947 году удалось построить только 5 самолетов в Ленинграде и один в Харькове (1-2 % от плана), а в 1948 — 116 машин на трех заводах вместо 625 по плану. В феврале 1949 года заводу № 272 поручили производство Як 11 и снизили план по Як 18. Основную часть программы возложили на ХАЗ (завод № 135). Больше года ушло на преодоление технологических проблем, и только с 1949 года завод преодолел отставание от планового задания. В 1950 году ХАЗ, построив в общей сложности 407 Як 18, перешел на выпуск МиГ 15УТИ. Завод № 116 приступил к производству последним, и осваивал его еще труднее, поскольку раньше выпускал только цельнодеревянные самолеты. С 1950 году завод № 116 остался единственным производителем Як 18 и в итоге построил их более 3 тысяч.

На самолете Як 18 в июле 1955 года первый раз поднялся самостоятельно в небо Юрий Гагарин. Самолет Як 18 и его одноместные модификации исполняли роль советских истребителей в ряде фильмов о войне, в том числе Освобождение и В бой идут одни старики.

ОКБ Яковлева — опытно-конструкторское бюро имени Яковлева — советское предприятие по разработке и производству авиационной техники. За время своего существования ОКБ Яковлева выпустило свыше двухсот типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более ста серийных. Основатель — авиаконструктор Александр Яковлев.

Приложить руку на закупку оргтехники! Поддержать и оказать товарищескую помощь можно

QIWI кошелек +79656110138

Webmoney кошелек R321109990510

Яндекс кошелек 410016724934035

Сбербанк 4276620023242567 (получатель Сибагатуллин Ринат Араслангалеевич)

P.S. от редакции Мы из СССРЕсли вы находитесь в затруднительном финансовом положении, то настоятельно просим вас ничего не переводить! Мы не занимаемся сбором средств!

Мы готовы принять от вас товарищескую помощь в одном случае, когда желание поддержать и возможность совпадают!

официальный Telegram канал по ссылке Мы из СССР

Рекоменндованное видео: