Первая партия автомобилей Запорожец была выпущена в СССР в ноябре 1960 года
Запорожец — марка советских заднемоторных легковых автомобилей особо малого класса. Автомобиль Запорожец выпускал завод Коммунар в городе Запорожье, Украина. Позднее завод сменит название — Запорожский автомобильный завод.
Под маркой Запорожец производили фактически два разных поколения моделей автомобилей, связанные технической преемственностью и некоторое время сходившие с конвейера параллельно. В 1960-1969 годах — первое поколение, ЗАЗ 965 и с 1962 года – ЗАЗ 965А. В 1966-1994 годах — второе поколение — ЗАЗ 966, ЗАЗ 966В, ЗАЗ 968, ЗАЗ 968А и ЗАЗ 968М.
Все автомобили Запорожец имели ряд характерных особенностей конструкции: заднемоторная компоновка с продольным расположением консольно вывешенного двигателя за задней осью и коробки передач в пределах колёсной базы; кузов типа «двухдверный седан»; V-образный четырёхцилиндровый карбюраторный двигатель с воздушным охлаждением; независимая подвеска всех колёс; автономный бензиновый отопитель салона.
Основным прототипом ЗАЗ 965 в отношении общего дизайна кузова, частично — независимой пружинной задней подвески, рулевого механизма, трансмиссии был FIAT 600, тем не менее, уже на уровне первого опытного образца — автомобиль Москвич 444 — конструкция автомобиля была существенно переработана относительно FIAT, а силовой агрегат был разработан полностью с нуля. Кузов — четырехместный, со взаимозаменяемыми лобовым и задним стеклами, приваренными передними крыльями. Двери (их две) открываются назад, а не вперед. Двигатель — редкого в мировом автостроении типа, четырехцилиндровый V-образный, воздушного охлаждения, расположен сзади. Картер двигателя и трансмиссии из магниевого сплава. Ведущие колеса — задние. Модель ЗАЗ 965А отличается двигателем увеличенного рабочего объема и мощностью, одним глушителем (вместо двух), декоративным молдингом на боковинах.
Разработка следующего поколения Запорожцев началась практически сразу после освоения в производстве первого, в 1961 году. Прототипы появились уже к осени того 1961 года. В процессе разработки нового Запорожца проекта 966 НАМИ передал эти автомобили на ЗАЗ, а впоследствии они поступили на Мелитопольский моторный завод.
Автомобиль Запорожец 966 находилась в серийном производстве с 1966 (по другим данным, с 1967) по 1972 год, причем первый год выпускалась лишь «переходная» модификация 966В с устаревшим 30-сильным двигателем — производство 1,2-литрового 40-сильного мотора МеМЗ-968 было готово лишь на следующий год.
ЗАЗ 968 выпускался с 1972 года (по другим данным, с 1971). Изначально он не имел внешних отличий от «966-го», а главной его особенностью был несколько модернизированный двигатель.
Модификация ЗАЗ 968М выпускалась с 1979 по 1994 год, — эта машина завершила эру Запорожцев. От модели ЗАЗ 968 она прежде всего отличалась дизайном экстерьера и интерьера, стало меньше хромированных деталей.
Потом продолжали выпускать машины для людей с ограниченными возможностями. Модель 968М была заменена на совершенно новый автомобиль — ЗАЗ 1102 Таврия, который конструктивно ничего общего с Запорожцем не имел.
Наряду с базовыми модификациями автомобилей, о которых рассказали выше, выпускались также их экспортные варианты, в том числе и с рулем справа, для стран с левосторонним движением – ЗАЗ 965, ЗАЗ 965АЭ, ЗАЗ 966Э, ЗАЗ 968Э и ЗАЗ 968АЭ. ЗАЗ 968Э и ЗАЗ 968АЭ в количествах до 5000 штук в год продавались в Европе через финскую компанию Konela и бельгийскую Scaldia-Volga.
Модели ЗАЗ 965 и ЗАЗ 965А были прозваны «горбатым» за характерную форму кузова, модели ЗАЗ 966, ЗАЗ 968 и ЗАЗ 968А — «ушастым» или «чебурашкой» за форму боковых воздухозаборников системы охлаждения, а ЗАЗ 968М — «мыльницей» за сходство формы потерявшего боковые воздухозаборники («уши») кузова с этим предметом и наличия щелей охлаждения на капоте.