До последней минуты

Советский фильм До последней минуты режиссера Валерия Исакова, снятый в СССР на Одесской киностудии в 1973 году

Ярослав Галан родился 27 июля 1902 года в Дынуве (ныне Подкарпатское воеводство, Польша) в семье служащего в начале Первой мировой войны интернированного австро-венгерскими властями и освобожденного наступающей русской армией

Во время нового наступления австрийцев Ярослав Галан эвакуировался вместе с семьей в Ростов-на-Дону, где на фоне революционных событий три года учился в местной гимназии. В этот период Ярослав Галан познакомился с работами Владимира Ленина, с творчеством ряда русских писателей. Позже те события, свидетелем которых он был, легли в основу его рассказа «В дни незабываемые»

После I Мировой войны вернулся на Родину, в 1923 году окончил гимназию в Перемышле. Учился в Высшей торговой школе Триеста в Италии. В 1923 году поступил в Венский университет. В 1924 году перевелся в Ягеллонский университет в Кракове, который окончил в 1928 году

В студенческие годы Ярослав Галан приобщился к левому движению. С 1924 года принимал участие в работе украинского подпольного национально-освободительного движения, которое во второй Речи Посполитой везде (кроме Галичины, где значительно преобладало влияние ОУН) возглавлялось Коммунистической партией Западной Украины. В 1929-1932 годах один из организаторов и член редколлегии журнала «Вікна» («Окна»)

На 1920-е годы приходится и начало творческой деятельности писателя. Ярослав Галан был одним из организаторов группы украинских пролетарских писателей «Горно». В 1927 году он закончил работу над своей первой значительной пьесой «Дон Кихот из Этенгейма». В комедии «99%» (1930), впервые поставленной полулегальным львовским «Рабочим театром», Ярослав Галан разоблачал продажность националистических и шовинистических партий. Тема классовой борьбы и осуждение национальной сегрегации актуализируются в пьесах «Груз» («Вантаж», 1930) и «Ячейка» («Осередок», 1932), призывающей к единству действий и классовой солидарности украинского, польского, русского и еврейского пролетариата. Публиковался в журнале «Глобус». Получил запрет на профессию преподавателя

За свою политическую позицию коммунист Ярослав Галан неоднократно подвергался преследованиям, тюремному заключению (в 1934 и 1937 годах). Ярослав Галан был одним из организаторов Антифашистского конгресса деятелей культуры во Львове в мае 1936 года. Кроме того, он принял участие в крупнейшей политической манифестации 16 апреля 1936 года во Львове, расстрелянной польской полицией (всего было убито тридцать львовских рабочих и ранено двести участников демонстрации). Памяти погибших товарищей-коммунистов Ярослав Галан посвятил рассказ «Золотая арка»

В 1937 году во Львове скончался его старший брат Иван, активист КПЗУ. После того, как в 1938 году Коммунистическая партия Польши и Коммунистическая партия Западной Украины как ее автономная организация были закрыты Коминтерном по сфабрикованным обвинениям в шпионаже в пользу Польши, жена Галана Анна Дидык была командированная в СССР

После присоединения Западной Украины и Западной Белоруссии к Советскому Союзу в сентябре 1939 года Ярослав Галан работал в редакции газеты «Вільна Україна», руководил литературной частью Львовского ГДТ, писал очерки и рассказы об изменениях в воссоединенных западных областях УССР

В годы Великой Отечественной войны работал в редакциях фронтовых газет, был радиокомментатором на «радиостанции имени Тараса Шевченко» (Саратов) и спецкором газеты «Советская Украина», а затем «Радянська Україна». В 1943 году Ярослав Галан издал сборник военных произведений «Фронт в эфире». В военные и послевоенные годы осуждал украинских националистов (бандеровцев, мельниковцев, бульбовцев) как пособников нацистских оккупантов. В 1946 году в качестве корреспондента «Советской Украины» Ярослав Галан представлял советскую прессу на Нюрнбергском процессе по делу немецких военных преступников

В своих послевоенных сатирических памфлетах Ярослав Галан критиковал националистическую и клерикальную реакцию (в частности, греко-католическую церковь и антикоммунистическую официальную доктрину Ватикана): «Их лицо» (1948), «На службе у сатаны» (1948), «Перед лицом фактов» (1949), «Отец тьмы и присные» (1949), «Ватиканские идолы жаждут крови», «Сумерки чужих богов», «То, чего не забывают», «Ватикан без маски» и другие. За это 13 июля 1949 года Римский папа Пий отлучил его от церкви. В трагедии «Под золотым орлом» (1947) сопоставил преступления против человечества, совершавшиеся в нацистских концлагерях, с произволом американских оккупационных войск в Западной Германии. В пьесе «Любовь на рассвете» (1949, издание 1951) представил торжество социализма в послевоенном западноукраинском селе. Коммунист Ярослав Галан максимально откровенно разоблачал фальсификации украинских националистов

Ярослав Галан много писал об украинских националистах, в своем очерке «Чему нет названия» он описывал преступления ОУН:

Четырнадцатилетняя девочка не может спокойно смотреть на мясо. Когда в ее присутствии собираются жарить котлеты, она бледнеет и дрожит, как осиновый лист. Несколько месяцев назад в воробьиную ночь к крестьянской хате недалеко от города Сарны пришли вооруженные люди и закололи ножами хозяев. Девочка расширенными от ужаса глазами смотрела на агонию своих родителей. Один из бандитов приложил острие ножа к горлу ребёнка, но в последнюю минуту в его мозгу родилась новая «идея»: «Живи во славу Степана Бандеры! А чтобы чего доброго, не умерла с голоду, мы оставим тебе продукты. А ну, хлопцы, нарубайте ей свинины!..» «Хлопцам» это предложение понравилось. Через несколько минут перед оцепеневшей от ужаса девочкой выросла гора мяса из истекающих кровью отца и матери…

Выписка из докладной записки литературного критика Гоергия Пархоменко в ЦК КП(б)У 15 декабря 1947 год:

«Ярослав Галан — талантливый публицист, в прошлом прогрессивный писатель. Наиболее передовой среди местных писателей и теперь. Политику Партии в общих чертах принимает, но в Западной Украине, по его мнению, Партия делает большие ошибки в отношении крестьянства. Эти ошибки Галан относит на счет обкома КП(б)У, органов МВД и советской власти на местах. В Москву — верит»

Из письма Галана Агитпропу ЦК КП(б)У:

«Приходится, к сожалению, констатировать, что во Львовском университете преподаватели юридического, физико-математического и геологического факультетов читают свои лекции преимущественно на русском языке. Украинский язык исчез полностью с киноафиш, теперь он исчезает и с трамвайных вагонов (новые маршруты выписываются на русском языке или русском правописании — «Высокий замок», «Снопкив»). На первый взгляд, может казаться, что это мелочи, однако эти мелочи тоже делают политику» / 11 сентября 1949 года

По утверждению современных украинских журналистов, в результате подобных писем и настроений Ярослава Галана уволили из газеты «Радянська Україна». Статьи Галана якобы перестали публиковать и другие издания, пьесы браковали

Ярослав Галан был убит 24 октября 1949 года в своем рабочем кабинете в квартире на улице Гвардейской во Львове в результате покушения (ему было нанесено 11 ударов топором)

Убийство писателя-коммуниста было совершено украинским националистом, членом ОУН, студентом Лесотехнического института Михаилом Стахуром вскоре после выхода в свет антиклерикальной сатиры Галана «Плюю на Папу!», бывшей ответом на отлучение Галана от церкви папой Пием XII. В вышеуказанной статье Ярослав Галан иронизирует над «Декретом против коммунизма» от 1 июля 1949 года, в котором пригрозили отлучением от церкви всем членам коммунистических партий и активным сторонникам коммунистов

К расследованию убийства Галана подключилось МГБ, за ходом следил лично Никита Хрущев. В 1951 году агент МГБ Богдан Сташинский помог обнаружить беглеца Стахура, внедрившись в его отряд и разузнав у хваставшегося Стахура всю правду. 10 июля Стахур был арестован, на суде он полностью признал свою вину и заявил, что осознанно убил Ярослава Галана по распоряжению руководства националистического подполья за его высказывания в отношения ОУН и УПА. Домработница Галана опознала убийцу

После убийства Галана были ужесточены меры против националистической Украинской повстанческой армии, продолжавшей террористическую деятельность против советской власти на Украине. Во Львов приехало все руководство МГБ, здесь несколько месяцев работал сам Павел Судоплатов. Одним из следствий убийства Галана уже через 4 месяца стала ликвидация Романа Шухевича

Хотя Ярослав Галан, как и другие инкриминируемые Стахуру жертвы, был гражданским лицом, судил его военный трибунал Прикарпатского военного округа. Роль государственного обвинителя выполнял не военный прокурор ПрикВО по юрисдикции и подведомственности, а лично прокурор Украины Руденко. В 1951 году были опубликованы отредактированные цензурой «материалы допроса» Стахура, в которых тот, в ответ на вопрос Руденко «Почему ваша банда стремилась убить именно писателя Ярослава Галана, отвечал, что Ярослав Галан «страшен был Ватикану», но чем именно он был «страшен» Ватикану на допросе его не спрашивали. 16 октября 1951 года военный трибунал приговорил Михаила Стахура к смерти через повешение.

Ярослав Галан похоронен на Лычаковском кладбище в городе Львов

До последней минуты — советский фильм режиссера Валерия Исакова, снятый на Одесской киностудии в 1973 году. Премьера кинокартины До последней минуты состоялась 24 октября 1974 года

Фильм До последней минуты посвящен советскому украинскому писателю-публицисту, коммунисту Ярославу Галану (1902-1949), зверски убитому украинскими националистами

До последней минуты

Советский кинокритик Фрида Маркова в информационном бюллетене «Спутник кинозрителя» за март 1974 года писала:

Имя талантливого украинского писателя, публициста и драматурга Ярослава Галана известно не только в нашей стране. Пламенный патриот-антифашист, он был предательски убит буржуазными националистами. Оборвалась жизнь Галана, но живут и борются за правду, за мир и братство народов его страстные памфлеты, его пьесы, его идеи!..

Друг Ярослава Галана Владимир Беляев (автор трилогии «Старая крепость» и фильма «Тревожная молодость») написал сценарий фильма До последней минуты, который поставил на Одесской киностудии режиссер Валерий Исаков и снял оператор Альберт Осипов. Прототипом главного героя выступил Ярослав Галан

В этой политической драме (так определил жанр картины ее режиссер) нашли отражение последние годы жизни Галана (1946-1949). Они наполнены историческими событиями, которые захватили в свой водоворот миллионы людей планеты. Только что разгромив немецкий фашизм (Галан присутствовал на Нюрнбергском процессе над гитлеровскими преступниками), свободолюбивые народы начали строить мирную жизнь. Но уже тогда, в первые послевоенные годы, им пытались мешать черные силы реакции, сомкнувшие фронт борьбы, — от недобитых фашистов всех мастей и буржуазных националистов до клерикалов Ватикана. До последней минуты своей жизни (недаром эти слова стали названием фильма!) писатель-антифашист оставался на своем боевом посту, предостерегая людей, призывая их к бдительности и мужеству перед лицом предстоящей опасности…

Когда съемочная группа работала на улицах родного города Галана — Львова, ей активно помогали его жители. Эти добровольные консультанты (а многие хорошо помнят писателя, знали его лично, слышали его горячие речи, читали статьи в газетах и журналах) не только участвовали во всех массовых сценах, но и придирчиво следили за гримом и костюмами актеров, за работой художников, вносили поправки, старались что-то посоветовать и подсказать

Съемочная группа До последней минуты фильм:

СценарийВладимир Беляев
Директор картиныВиктор Брашеван
РежиссерпостановщикВалерий Исаков
ОператорпостановщикАльберт Осипов
ХудожникпостановщикЮрий Богатыренко
КомпозиторыАлександр Билаш и Владислав Кладницкий

В ролях До последней минуты фильм:

Владислав ДворжецкийЯрослав Гайдай
Валерий КуксинДжура
Сергей СмеянЛюбинский
Петр Вескляровкрестьянин
Александр ГорбатовЧернега
Татьяна ТкачНаталья Гайдай
Виктор ЩербаковРоман Когут
Вацлав Дворжецкийотец Горук
Александр Хвыляотец Гавриил
Николай СлезкаПавел Чекалюк
Богдан Козакнационалист Орест
Борис ЧинкинПредседатель суда
Сергей КуриловИван Мефодиевич
Сергей Полежаевзнакомый Гайдая
Валерия ЗаклуннаяСтефа Коцюмбас
Зинаида ДехтяреваОлена Гайдукевич
Любовь Никоноренкоучительница Арыся
Федор ОдиноковПредседатель сельсовета
Василий Симчичотец Мелетий Будзиновский
Григорий Канишевскийдиректор фабрики Мовчун
Валерий Музыкаубийца Ярослава Илларий Горук

Награды и премии:

До последней минуты фильм — Диплом VII Всесоюзного кинофестиваля, Баку (1974);
Режиссеру Валерию Исакову — за До последней минуты фильм производства Одесской киностудии Государственная премия УССР имени Тараса Шевченко (1975)

В 1975 году ко дню рождения Ярослава Галана в журнале Советский экран была опубликована большая статья Главного редактора Дмитрия Писаревского До последней минуты о жизни самого видного украинского писателя-антифашиста о борьбе с национализмом

Высказывания Ярослава Галана:

В борьбе никогда не сдавайся!

Гитлеры ушли — бандеры остались…

Если придется погибнуть, не погибнет память обо мне, и в шуме Стрыйского парка будут звучать мои недопетые песни

Я и в дальнейшем, как и теперь, буду выполнять свой классовый долг и беспощадно бороться с явным и тайным фашизмом

Откровенно говоря, хотелось бы и мне иметь домик в лесу, но пока это не имеет смысла: неровен час зарежут ночью или сожгут. Жизнь до сих пор у нас чрезмерно наполнена «романтикой» в худшем смысле этого слова

Я понимаю: ассенизационная работа — нужная и полезная работа, но почему только я, только я должен быть этим ассенизатором?.. У читателя нашей периодики невольно возникнет мысль, что есть только «маньяк» Галан, который ухватился за украинский фашизм, как пьяный за плот, тогда как огромное большинство представителей пера игнорирует этот вопрос. Какие дальнейшие выводы сделает из этого читатель — не надо Вам говорить

Тридцать лет назад человечество раскололось на два лагеря: на тех, кто любит советскую Москву, и тех, кто ее ненавидит. Нейтральных нет. Иначе не может быть. Любить столицу СССР Москву — это значит любить человечество, верить в него, верить в его завтрашний день, и ради этого дня работать, бороться, а если надо — и погибнуть в бою. Ненавидеть социалистическую Москву — значит быть врагом человечества, врагом его наилучших стремлений, врагом грядущих поколений

Образ Ярослава Галана в кино:

  • В 1954 году по событиям жизни Ярослава Галана был снят фильм Об этом забывать нельзя с Сергеем Бондарчуком в главной роли;
  • В 1973 году вышел еще один фильм «по мотивам биографии» Галана — До последней минуты с Владиславом Дворжецким в главной роли
  • Почтовые художественные маркированные конверты с изображением портрета Ярослава Галана, а также памятника Галану во Львове выпускала Почта СССР (в 1962, 1970 и 1976 годах);
  • Премия имени Ярослава Галана учреждена Союзом журналистов УССР в 1964 году
  • Мемориальный музей писателя во Львове действовал в советское время, после контрреволюции в СССР в 1991 году на его месте открыт музей литературы;
  • Памятники во Львове (установлен в 1972 году на площади Галана, снесен после провозглашения «независимости» Украины), в Дрогобыче (снесен) и мемориальная доска в Одессе (была установлена на одноименной улице и переименована в улицу нацистского прихвостня Романа Шухевича);
  • Львовский областной украинский музыкально-драматический театр носил имя Ярослава Галана
  • Улицы в честь Ярослава Галана находятся в Донецке, Луганске, Ростове-на-Дону и в Шостке. Ранее, в советское время, в честь Галана названы площадь во Львове (ныне переименована), улица в Киеве, в Харькове, в Чернигове, в Черкассах, в Кривом Роге
  • В Саратове в советское время именем Галана была названа улица, на которой находилась радиостанция имени Тараса Шевченко, в которой работал писатель-антифашист в годы Великой Отечественной войны. После госперевората в СССР в 1991 году улицу переименовали в Провиантскаую;
  • Пассажирский пароход имени Ярослава Галана работал в Бельском речном пароходстве на линии Москва-Уфа. В настоящее время списан

Попы вместе с ксендзами ведут крестовый поход против Советского Союза — колыбели трудящихся всего мира

Ярослав Галан

Приложить руку на закупку оргтехники! Поддержать и оказать товарищескую помощь можно

QIWI кошелек +79656110138

Webmoney кошелек R321109990510

Яндекс кошелек 410016724934035

Сбербанк 4276620023242567 (получатель Сибагатуллин Ринат Араслангалеевич)

P.S. от редакции Мы из СССРЕсли вы находитесь в затруднительном финансовом положении, то настоятельно просим вас ничего не переводить! Мы не занимаемся сбором средств!

Мы готовы принять от вас товарищескую помощь в одном случае, когда желание поддержать и возможность совпадают!

официальный Telegram канал по ссылке Мы из СССР

Советский Союз — оплот мира и стабильности!

Конституция СССР 1977 года Статья 61
Гражданин СССР обязан беречь и укреплять социалистическую собственность. Долг гражданина СССР — бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру. Лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону

Конституция СССР 1977 года Статья 62
Гражданин СССР обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета. Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. Измена Родине — тягчайшее преступление перед народом

P.P. S. Будущее человечества это коммунизм и
будущее планеты Земля — Союз Советских Социалистических Республик

Рекоменндованное видео: