Ил 18

Эксплуатация пассажирского самолета Ил 18 началась 20 апреля 1959 года

Ил 18 — советский пассажирский самолет для авиалиний дальней протяженности, выполненный по схеме четырехмоторного турбовинтового низкоплана с однокилевым оперением. Самолет Ил 18 — один из первых советских турбовинтовых лайнеров, руководил созданием самолета Сергей Ильюшин.

Самолет Ил 18 выпускался серийно с 1958 по 1978 год на заводе № 30 (Знамя труда), расположенном вблизи Центрального аэродрома на Ходынском поле в Москве. Всего было построено 719 (по другим данным — болee 850) самолетов, в том числе 564 пассажирских (1957-1969), остальные — специальные (например, ледовой разведки или метеорологические лаборатории) и военные (в том числе Ил 38) строились до конца 1970-х годов в СССР.

В середине 1950-х годов, когда стало ясно, что пассажирские самолеты с поршневыми двигателями не удовлетворяют быстрому росту авиаперевозок, появилась потребность в более вместительных и скоростных самолетах, оснащенных газотурбинными двигателями. В ОКБ имени Туполева пошли по пути создания на основе реактивного бомбардировщика Ту 16 пассажирского самолета Ту 104. В ОКБ Ильюшина решили проектировать пассажирский самолет с турбовинтовым двигателем, руководил ОКБ Сергей Ильюшин.

25 мая 1956 года было принято постановление Совета Министров СССР № 703-404 о создании пассажирского самолета Ил 18 с четырьмя турбовинтовыми двигателями. Эскизный проект Ил 18 был утвержден Сергеем Ильюшиным 26 августа 1956 года, в сентябре этого же года началась постройка первого опытного самолета. В июне 1957 года на Центральном аэродроме в столице СССР состоялся осмотр первого Ил 18 руководителями партии и правительства во главе с Никитой Хрущевым, по предложению Первого секретаря Московского городского комитета КПСС Екатериной Фурцевой самолету дали имя собственное: Москва.

Первый полет опытный самолет Ил 18 совершил 4 июля 1957 года, перелетев с Центрального аэродрома имени Фрунзе на летную базу в город Жуковский, продолжительность полета — 1 час 57 минут. В испытаниях участвовали самолеты, оснащенные двигателями НК 4 и АИ 20. Результаты испытаний показали, что АИ 20 конструкции Александра Ивченко более надежен, и его выбрали для установки на серийные самолеты.

Опытные самолеты были рассчитаны на 75 мест. В 1958 году был создан вариант Ил 18А со взлетной массой 58 тонн и увеличенным до 89 мест пассажирским салоном. Это была первая серийная модель. Из-за ненадежной работы двигателя с января 1959 года эксплуатация самолетов Ил 18А с двигателями НК 4 была прекращена. Модификация Ил 18Б с увеличенной с 12 до 14 тонн полезной нагрузкой и увеличенной взлетной массой до 61,5 тонны появилась уже в том же 1958 году. 20 апреля 1959 года состоялись два первых пассажирских рейса Ил-18 по маршруту Москва — Адлер и Москва — Алма-Ата.

В 1960 году был создан самолет Ил 18 В, который отличался от варианта Ил 18Б повышенным уровнем комфорта и использованием более совершенного пилотажно-навигационного оборудования.

В 1965 году в ОКБ Ильюшина был разработан самолет Ил 18Е, рассчитанный на 120 мест и имевший еще более комфортабельный салон. Последней пассажирской моделью стал самолет Ил 18Д, на котором вместо ТВД АИ 20К были использованы АИ 20М, добавлены топливные баки в центроплане крыла, а также установлена система управления заходом на посадку. За счет дополнительного топлива была увеличена дальность полета.

Кроме пассажирских самолетов, в ОКБ Ильюшина были созданы различные варианты: служебные, грузовые, патрульные, включая: самолет РЭБ Ил 20; воздушный командный пункт Ил 22 (выпущено в 1970-1980-х годах около 30 штук); самолет ледовой разведки Ил 24; противолодочный Ил 38.

Один из самолетов Ил 18 — Ил 18 В был переоборудован для полетов в Антарктиду: в пассажирской кабине были установлены дополнительные топливные баки, что позволило довести запас топлива до 31 000 литров. Примечательно, что эстафету Москва — Антарктида, как правило, обслуживали самолеты Ил 18, которые летали в небе Африки, попутно выполняя пассажирские и грузовые перевозки на местных авиалиниях.

Самолет Ил 18 представляет собой моноплан с низкорасположенным прямым трапецевидным крылом и оперением, и четырьмя турбовинтовыми двигателями АИ 20А мощностью по 4 тысячи эквивалентных л.с. каждый. Стояночная высота самолета 10,165 м. Самолет может взять на борт от 73 до 111 пассажиров, при этом преодолевает расстояние до 5000 км со средней скоростью 625-650 километров в час. Длина разбега от 800 до 1200 метров. Длина пробега, благодаря торможению винтами двигателей, составляет 600-700 метров.

Четыре двигателя повышают безопасность полета. Возможно продолжение взлета при отказе одного двигателя или полет на эшелоне 8000 метров. Основной конструкционный материал планера — дуралюмин марки Д16. Силовые элементы выполнены из Д16, АК6, магниевого сплава МЛ5, титанового сплава ВТ1Д 1, сталей 30ХГСА (хромансиль) и 30ХГСНА (хромансиль никелевый).

Уделено большое внимание удобству наземной эксплуатации. Самолет имеет большое количество эксплуатационных люков и съемных панелей. Кабинный экипаж состоит из 5 человек: командира воздушного судна, правого летчика, штурмана, радиста и бортмеханика. Салонный экипаж включает четырех бортпроводников

В течение 1958-1959 годов на самолетах Ил 18 было установлено двадцать мировых рекордов дальности полета и высоты с различной полезной нагрузкой. Самолеты Ил 18 по причине своей экономичности, уровню комфорта и безопасности вызвали интерес на мировом рынке, поэтому многие зарубежные компании приобрели эти самолеты. Самолет стал первым советским пассажирским самолётом, пользовавшимся широким спросом на мировом рынке: для семнадцати иностранных компаний было построено свыше ста самолётов.

В отличие от лайнер Ту 104 и самолет Ту 114, созданных на основе военных стратегических бомбардировщиков Ту 16 и Ту 95, Ил 18 стал первым в СССР пассажирским лайнером, спроектированным «с чистого листа», изначально как гражданский пассажирский самолет.

Коммерческая эксплуатация лайнера началась в 1959 году. Последний самолет Ил 18Д (борт СССР-74270) был передан в Аэрофлот в январе 1969 года. До середины 1970-х годов Ил 18 оставался основным дальне- и среднемагистральным лайнером в СССР. Затем не его место пришел Ту 154. Самолет Ту 154 и также Ил 62 заменили самолет Ил 18. В СССР самолет Ил 62 стал первым турбореактивным дальнемагистральным пассажирским самолетом межконтинентальной дальности.

Также Ил 18 использовались авиакомпаниями ГДР, Польши, Венгрии, Румынии, Нигерии и Кубы. Ил 18 являлся довольно надежным самолетом, не требующим длинной взлетно-посадочной полосы, как в случае с Ту 104, а потому пригодным к эксплуатации на многих аэродромах, имевших взлетно-посадочную полосу длиной 1800-2000 метров.

Тем не менее, в 1970-х годах советская авиапромышленность взяла курс на создание и строительство в основном реактивных самолетов, а потому эра среднемагистральных турбовинтовых лайнеров начала подходить к концу. По мере выработки ресурса первые Ил 18 начали списывать в середине 1970-х годов. Массовое списание остававшихся в эксплуатации Аэрофлот машин началось в конце 1970-х — первой половине 1980-х годов и продолжалось почти все десятилетие. К концу 1980-х годов несколько Ил 18 в компании Аэрофлот оставались в Домодедовском производственном объединении Гражданской авиации. Как служебный или специальный самолет Ил 18 использовался еще долго, в частности, в спасательных операциях по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и землетрясения в Спитаке.

Приложить руку на закупку оргтехники! Поддержать и оказать товарищескую помощь можно

QIWI кошелек +79656110138

Webmoney кошелек R321109990510

Яндекс кошелек 410016724934035

Сбербанк 4276620023242567 (получатель Сибагатуллин Ринат Араслангалеевич)

P.S. от редакции Мы из СССРЕсли вы находитесь в затруднительном финансовом положении, то настоятельно просим вас ничего не переводить! Мы не занимаемся сбором средств!

Мы готовы принять от вас товарищескую помощь в одном случае, когда желание поддержать и возможность совпадают!

официальный Telegram канал по ссылке Мы из СССР

Рекоменндованное видео: