Автопробег Москва — Каракумы — Москва начался в СССР 6 июля 1933 года
В пробеге участвовали 96 человек на 23 автомобилях, из которых шесть легковых ГАЗ А, шесть грузовых полуторатонных ГАЗ АА, два опытных образца трехосных ГАЗ ААА, четыре 2,5-тонных грузовика АМО 3 (выкрашенных в голубую краску для лучшего отражения лучей солнца), три импортных трехосных Ford Timken, одна экспериментальная трехоска НАТИ ГАЗ и один капитально отремонтированный заводом ВАРЗ грузовик Ford AA.
Маршрут: Москва (от Автозавода имени Сталина) — Горький — Чебоксары — Казань — Самара — Оренбург — Актюбинск (Актобе) — Аральск — Ташкент — Самарканд — Бухара — Чарджуй (Чарджоу, Туркменабат) — Ургенч — пустыня Кара-Кум — Красноводск (Туркменбашы) — переправа через Каспийское море — Баку — Тифлис (Тбилиси) — Орджоникидзе (Владикавказ) — Ростов-на-Дону — Харьков — Воронеж — Тула — Москва.
Весь путь составил 9375 км (по официальным данным хроники 9500 км), из них: шоссейные дороги — 2271 (24,1 %), грунтовые профилированные — 1320 км (14,1 %), грунтовые непрофилированные — 4381 км (49,8 %), полное бездорожье — 1203 км (12,0 %).
На пробег было затрачено 2062 часа (86 суток), из них: стоянки — 1216 часа, в пути 946 часов. Время в пути состояло из движения — 432 часа (20,8 % от всего времени пробега) и остановок — 414 часов. Средняя техническая скорость — 21,7 км/ч, средняя пробега — 4,5 км/ч.
В среднем в сутки автомобили проходили 108 км. Большое время остановок и низкая общая скорость объяснялась прежде всего проведением многочисленных митингов в городах и населенных пунктах. Улицы украшались флагами и лозунгами типа «Привет участникам автопробега!»
Цель пробега — изучить выносливость автомобилей в тяжелых эксплуатационных условиях, испытать отечественные шины из натурального и синтетического каучука.
Испытывались шины новой конструкции Сверхбаллон, усовершенствованные системы электрооборудования и воздухоочистителей, пригодные для работы в условиях песчаной пустыни. Исследовалось проходимость разных типов автомобилей в различных дорожных условиях, изучались перспективы освоения Каракумской пустыни. Каракумский пробег завершился 30 сентября 1933 года.
В 1977 году в СССР был совершен пробег по тому же маршруту на автомобилях ВАЗ: участвовали 2 автомобиля ВАЗ 2106 и 2 автомобиля ВАЗ 2121 Нива. Однако непосредственно через пустыню Каракумы шли только Нивы, а ВАЗ 2106 объехали этот участок по шоссе.