Московский авиационный институт

Основан на базе аэромеханического факультета Московского высшего технического училища 20 марта 1930 года

Первоначально Московский авиационный институт носил название — Высшее аэромеханическое училище.

В начале XX века шло бурное развитии авиационной науки и техники и это потребовало принципиально новых инженерных кадров для новых отраслей науки и техники. В 1925 году на механическом факультете Московского высшего технического училища (МВТУ) было организовано аэромеханическое отделение, которое было преобразовано в 1929 году в аэромеханический факультет. В связи с индустриализацией страны Советов увеличился спрос на инженерные кадры, поэтому и было принято решение о разделении МВТУ на пять специализированных инженерных вузов, в числе которых было и Высшее аэромеханическое училище.

Высшее аэромеханическое училище было организовано в составе трех отделений: самолетостроительного, моторостроительного и воздухоплавания. На апрель 1930 года контингент студентов включал 404 человека, большую часть которых составляли бывшие студенты аэромеханического факультета Московского высшего технического училища, а остальная часть состояла из переведенных в Высшее аэромеханическое училище студентов авиамоторной специальности Московского механического института имени Михаила Ломоносова.

К началу 1930-1931 учебного года в Высшее аэромеханическое училище были переведены студенты авиационного факультета Ленинградского политехнического института и Томского технологического института. Первой базой, на которой был размещено училище и развернут учебный процесс, были помещения на Ольховской улице в столице СССР, где ранее размещались концессионная фабрика Хлородонт и производство по изготовлению абажуров.

В августе 1930 года Высшее аэромеханическое училище было переименовано в Московский авиационный институт (МАИ). С 10 мая 1931 года институт перешел на факультетскую систему организации учебного процесса.

Осенью 1930 года состоялся первый в истории МАИ значительный выпуск авиационных инженеров для ВВС (отдельные выпуски были и ранее), часть из которых была оставлена в МАИ с целью пополнения профессорско-преподавательского состава. С 1930 года ведет свою историю и аспирантура института.

С первых лет обучения студенты самолетостроительного факультета в обязательном порядке проходили летную практику в ВВС. В обязанности студентов на летной практике входили практические полеты (до 50 часов) с выполнением обязанностей летчика под наблюдением летчика-инструктора, полное наземное обслуживание самолетов, включая ремонт в полевых условиях.

В связи с быстрым ростом потребности в авиационных специалистах с высшим образованием с 1931 года начались занятия в вечернем авиационном институте, создавались филиалы вечернего обучения непосредственно на авиационных заводах.

В 1935 году институту указом Президиума ЦИК СССР было присвоено имя народного комиссара тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе.

Структура института непрерывно совершенствовалась в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми авиационной промышленностью к выпускникам МАИ. К 1940 году Московский авиационный институт имел в своем составе 5 факультетов, 38 кафедр, 22 лаборатории, 24 учебных кабинета, учебно-производственные мастерские и учебно-летный отряд.

Во время Великой Отечественной войны в октябре 1941 году МАИ был эвакуирован в Алма-Ату (Казахстан). Уже через месяц после начала эвакуации институт возобновил свои занятия в Алма-Ате. После разгрома фашистов под Москвой уже со 2 февраля 1942 года начался учебный процесс и в московских помещениях института.

Авиация Вооруженных Сил СССР — киножурнал Верность традициям

Главным итогом работы коллектива МАИ в годы, предшествовавшие Великой Отечественной войне, и во время войны стала подготовка нескольких тысяч специалистов для ВВС, которые сыграли большую роль в обеспечении Победы. За эту работу коллектива Московский авиационный институт был награжден орденом Ленина.

После войны в связи с новыми запросами авиационной науки и техники МАИ стал готовить специалистов для работы в вертолетостроении и других новых отраслях авиационной науки и промышленности, целью которых стало создание ракетной техники различного назначения.

Авиация Вооруженных Сил СССР — киножурнал Военные водители

В результате этого МАИ, ранее ориентированный в основном на самолетную и частично вертолетную технику, превратился в авиационный политехнический вуз, обеспечивающий подготовку кадров для широкого круга научных и проектно-конструкторских организаций в авиационной и ракетно-космической отрасли.

К 1980 году Московский авиационный институт имел 18 дневных и вечерних факультетов, 80 кафедр и готовил инженеров-механиков по всем типам летательных аппаратов и двигателям для них, инженеров-механиков по системам управления и радиосистемам, инженеров-математиков, инженеров-системотехников, инженеров-экономистов, т.е. по всем специальностям авиационной и ракетно-космической техники.

Авиация Вооруженных Сил СССР — киножурнал В календарные сроки

В 1980 году институт был награжден орденом Октябрьской Революции за большой вклад в дело подготовки специалистов.

В настоящее время МАИ имеет 9 базовых факультетов: Авиационная техника (№ 1), Двигатели летательных аппаратов (№ 2), Системы управления, информатика и электроэнергетика (№ 3), Радиоэлектроника летательных аппаратов (№ 4), Аэрокосмический (№ 6), Робототехнические и интеллектуальные системы (№ 7), Прикладная математика и физика (№ 8). Прикладная механика (№ 9), Социальный инжиниринг (№ 10). В университете есть факультет Довузовской подготовки, Факультет повышения квалификации и переподготовки специалистов и Факультет повышения квалификации преподавателей.

Авиация Вооруженных Сил СССР — киножурнал Под гвардейским знаменем

В состав МАИ также входят 4 института на правах факультетов: Институт РадиоВТУЗ, Военный институт, Инженерно-экономический институт (бывший факультет № 5), Институт иностранных языков.

За годы существования из стен МАИ вышло более 160 тысяч специалистов для авиационной и ракетно-космической науки и промышленности.

Рекоменндованное видео: